Настоящим гвоздём "легенд" однозначно можно назвать гоночный автомобиль Тарту-1 (Эстония-8). Он был сконструирован и построен А. О. Сейлером и М. Таньелем в единственном экземпляре на авторемонтном заводе в Тарту в 1963 г. Отличался заднемоторной компоновкой и независимой подвеской всех колес.
Автомобиль участвовал в гонках в 1963-1965 гг. Прототипом послужил английский спортивный автомобиль Cooper-T49 Monaco, отсюда такое благородство форм, даже несмотря на несоразмерные задние фонари от ГАЗ-21.
Автомобиль на выставке можно было увидеть как в "закрытом", так и в "открытом" виде. Двигатель ГАЗ-21, снаряженная масса автомобиля - 540кг., максимальная скорость 190км/час. Данный автомобиль находится на реставрации в мастерской "Олдтаймер-сервис" и в скором времени займет свое место в музейной экспозиции.
На мой вкус его не стоило бы даже красить, цвет старого металла придаёт автомобилю необычайный шарм и настоящую "дизельную" крутизну.
На второе место по значимости в спортивной экспозиции, я бы поставил рекордные и гоночные автомобили Эдуарда Лорента, никогда не думал, что они сохранились.
Харьков-Л - самый результативный советский рекордный автомобиль. Построен в 1955 г. Э. О. Лорентом в харьковском автомотоклубе. На Харьков-Л устанавливались четыре различных двигателя собственной конструкции Э.О. Лорента рабочим объемом 245, 337, 489 и 558 см³, что давало возможность принимать участие в рекордных заездах в различных классах.
Один из малолитражных двигателей конструкции Э.О. Лорента. Рабочий объём 489 см³, мощность 80 л.с.
Харьков-Л участвовал в рекордных заездах с 1955 по 1972 гг. включительно, под управлением Э. О. Лорента и В. Э. Лорента. Всего на нем было установлено тридцать всесоюзных рекордов скорости, из которых четырнадцать являлись также международными.
Харьков-Л3 - первый советский рекордный автомобиль, специально предназначенный для заездов на короткие дистанции со стартом с места (дрегстер). Построен Э. О. Лорентом в харьковском автомотоклубе в 1965 г. Шасси представляло собой раму из труб диаметром 35 мм. С целью предельно возможного снижения массы, Харьков-Л3 не имел стартера и аккумулятора, кузов и колеса были изготовлены из легких сплавов. При этом общая компоновка автомобиля обеспечивала максимальную загрузку задних колес: при весьма большой колесной базе (2600 мм).
Передняя часть была предельно облегчена, место гонщика сдвинуто назад,двигатель, радиатор и топливный бак вынесены за задние колеса.
Харьков-Л3 был рассчитан на участие в заездах в различных классах, для чего на него могли быть установлены четыре двигателя различного рабочего объема: 245, 337, 489, 558 см³.
Интересно, что когда создатели столкнулись с тенденцией опрокидывания через заднюю ось, то они просто удлиннили машину. Установка дополнительных маленьких колёс позади задней стойки, как на американских драгстерах не понадобилась. Также не было надобности в тормозном парашюте. Харьков-Л3 принимал участие в рекордных заездах в 1967-1972 годов, на нём были установлены три всесоюзных рекорда. Впоследствии автомобиль был переделан; основным изменением стала установка двигателей среднего рабочего объема - 1100, 1500, 2000 см³. Модернизированный Харьков-Л3 принимал участие в рекордных заездах в 1977-1984 гг., на нём было установлено четыре всесоюзных рекорда.
Гоночный автомобиль национальной формулы 2, сконструированный в 1969 г. в харьковском автомотоклубе Э.О. Лорентом и В.Э. Лорентом. На нем В. Лорент принимал участие в гонках в 1969-1974 гг., но без заметных успехов. Это был единственный автомобиль, созданный Лорентами для кольцевых гонок. Создание этой машины было видимо определено снижением интереса к рекордным заездам в 60-х годах и желанием попробовать себя в новой гоночной дисциплине. К сожалению, от автомобиля мало что осталось.
Фрагменты пространственной фермы, колёса, детали подвески, несколько панелей кузова...
Спортивный автомобиль Киев-Спорт, конструкция которого была разработана в киевском авиационном ГСОКБ-473 (ныне ОКБ им. О. К. Антонова) под руководством Ю. Л. Земцова в 1959 году на базе узлов ГАЗ-21. В начале автомобиль имел поднимающиеся наверх двери, позднее от закрытого кузова отказались. Рабочий объем двигателя - 2445 см³, мощность - 80 л.с., длина - 4,4 м., масса в снаряженном состоянии - 1000 кг., скорость - 160 км/час. В этом году, как ни странно, снимки Спорта у меня не получились, выкладываю более удачные прошлогодние. Тем более, что машина не претерпела никаких изменений.
Три автомобиля Киев-Спорт участвовали в гонках в 1961-1962 годах но успехов не добились.
На выставке была представлена прекрасная ретроспектива гоночных автомобилеё "Эстония", которые строились на Тартусском авторемонтном заводе (ТОАРЗ). На снимке каркас автомобиля Эстония-3 1959 года, который стал первым советским гоночным автомобилем, выпускавшимся серийно.
Эстония-15М - основная модель автомобиля национального класса 350 см³. Оснащалась двигателем воздушного охлаждения Иж-Юпитер, максимальная скорость - 160 км/час.
Автомобили Эстония-15 выпускались с 1967 по 1976 год.
Эстония-16М - основной советский гоночный автомобиль начала 1970-х. Двигатель Москвич-412, максимальная скорость - 200 км/час
Эстония-19 середины 70-х годов.
Эстония-20 - основная модель гоночного автомобиля в СССР в первой половине 1980-х годов.
Эстония-21 - возможно, первый в социалистических странах гоночный автомобиль, использовавший "эффект земли" для создания прижимающей силы. На снимке автомобиль Эстония-21.10, серийно выпускавшихся ТОАРЗ в 1985-1991 годах.
Начиная с 1991 г. автомобили "Эстония-25" получили широкое распространение в масштабах всего СССР. После распада СССР они продолжали использоваться в бывших союзных республиках, в первую очередь в России, Украине и прибалтийских республиках. Это Эстония-25.20.
Остатки интереснейшего гоночного автомобиля МАДИ-02-13. Автомобиль формулы "Восток", был сконструирован в 1978-1979 годах. На нём производились испытания таких оригинальных конструкторских решений, как воздухозаборники НАСА, активная подвеска, кузов, использующий "эффект земли".
А здесь можно увидеть героев российских гоночных трасс совсем недавнего времени. Гардарика - один из ранних прототипов гоночной команды Арт-Лайн, построенный в начале 90-х.
Гоночный автомобиль Астрада Ф2096 был построен в 1996 году. Это был первый российский автомобиль, построенный по требованиям международной формулы 3.
Автомобиль Русь А20/16 - целый проект продвигавшийся фирмой АККС и имевшей целью создание новой российской гоночной формулы. На снимке прототип автомобиля, оснащённый двигателем ВАЗ. Впоследствии автомобили оснащались двигателями Альфа-Ромео.
Гонки формулы Русь начались в 2002, в Мячково на машинах формулы "Русь" гоняли целые команды.
А это уже другая российская гоночная дисциплина - кросс на грузовых автомобилях. Вот на таких ГАЗ-51 гоняла 2-я отдельная рота ДПС!
Автомобиль JAK-26 1993 года постройки. Две машины этого типа активно выступали на российских трассах. На заднем плане можно увидеть автомобиль-багги Спринт.
Гоночный автомобиль АМ-01М класса Формула-1600 конструкции Александра Степановича Микояна. На этой машине пилот нашей команды Вера Слепнева в 2003 году участвовала в тестах, а в 2004 стартовала в Чемпионате России по автомобильным кольцевым гонкам
Раллийный «Москвич-412» со стартовым номером 28, на котором экипаж в составе Леонтия Потапчика, Юрия Лисовского и Эдуарда Баженова занял 12-е место в личном зачете в 26000 километровом марафоне Лондон - Мехико в 1970 году. На старт этого марафона вышло 96 автомобилей, однако до финиша доехало лишь 22 автомобиля, среди которых были три из пяти стартовавших «Москвичей-412». Соревнование шло почти 40 дней, его участники проехали 25 стран по дорогам и бездорожью Европы, Южной и Центральной Америки. , «Москвичи-412» в командном зачете они заняли 3-е место. Автомобиль Л. Потапчика, Ю. Лесовского и Э. Баженова не сохранился, но по фотографиям, буклетам, проспектам кузовная мануфактура Александра Бушуева создала его точную копию. Экипаж машины боевой. Снимок сделан во время прошлогодней выставки.
По просьбам читателей - несколько фото реплики гоночного автомобиля ГЛ-1. Автомобиль ГЛ-1 считается первой советской гоночной автомашиной, которая была разработана в конструкторском бюро ГАЗа. Машина была собрана в 1938 году, платформой для нее послужила серийная «эмка». Двигатель был двухкарбюраторный четырехцилиндровый форсированный, мощностью 65 л с. Весила машина около тонны. На этой машине техник-испытатель автозавода А.Николаев достиг скорости 143 км/час. Спустя два года конструктор Е. Агитов на машине сумел установить двигатель мощностью уже 100 л с, максимальная скорость достигла 161,9 км/час. По окончании Великой Отечественной войны машину найти не удалось, остались только фотографии. Машина могла быть утилизирована или погибнуть под бомбежками, которым ГАЗ регулярно подвергался на начальном этапе войны. К счастью, сохранившихся фотографий и производственной документации оказалось достаточно, чтобы восстановить аппарат в первозданном виде. Эту кропотливую и ответственную работу выполнили работники фирмы Александра Бушуева.