Мысль об автопутешествии в Eвропу давно залезла в мою голову. Долго не решался. Мол машина старая, вдруг что сломается, и руки не из того места растут. Но вот купили новую машину и отговорок не осталось. Хотел попробовать вариант с арендой машины в европе. Но во-первых дороже, а во-вторых в чужой машине чувствую себя не совсем уютно. Маршрут определился легко. В прошлом году влюбился в Альпы. Только туда.
Готов петь оды немецко-австрийскому общественному транспорту, но тогда в некоторые места не добрался именно из-за отсуствия машины. Закупил все что можно поменять в дороге в случае поломки или утечки. Навигация — IGO. Отличная программа. Пару раз затупила, но это издержки старого навигатора и недостатка в нем памяти. Перед выездом никакого мандража. Просто вышли из дома, сели в машину и поехали.
Москва и пробки неразделимы. На Бронницах завернули на малое транспортное кольцо и встряли. На каждом жд перезде — пробка. Вот уж я насмотрелся на лихачей. Выкручивались как могли. Кто по встречке задним ходом, кто по обочине. Обочину перегородила фура — ничего, обгоним по полю. Кто-то просто по встречке, отчаянно сигналя едущим им в лоб машинам. Москва!!! Выехали на минку — стало полегче. Трафик приличный, но после Можайска вроде стало свободно. Качество покрытия М1 радует. Обидно только, что прямая трасса в Европу имеет ограничение в 90 и кучу населенных пунктов. Первым пунктом было Бородино. Приехали рано утром — народу еще не было.
Зашли в небольшой музей, не спеша осмотрели все памятники, могилу Багратиона, Спас о-Бородинский женский монастырь.
Советую приезжать сюда пораньше. Когда уезжали стали подтягиваться многочисленные тургруппы. Когда вокруг много народу не так чувствуется значимость окружающего тебя. Все превращается в обычный туристический аттракцион с шумом и гамом.
Едем дальше. Дорога до Белоруссии запомнилась наверное только единственным штрафом — за превышение в виде письма счастья через неделю после возвращения. Белорусская часть трассы имеет примерно такое же покрытие. Показалось, что до Минска было очень мало заправок. Ну и конечно ограничение 120 на большей части пути до Бреста и никаких тебе населенных пунктов. Заехали в Минск в торговый центр поменять денег для оплаты гостиницы. В Бресте были около 9 вечера.
Переход границы был сам по себе событием.
Дело было в воскресенье утром, поэтому больших очередей удалось избежать. Весь процесс занял час-полтора. Таможня," зачем пану холодильник в машине», штамп в паспорте, поднимается шлагбаум и мы в другой стране.
И тут небольшое отступление про дороги Европы. Ну что сказать — это рай. Да не всегда идеальные дороги. Особенно Варшавские улицы отличились. Да и в Чехии местами дороги так себе. То, чего я так боялся — разметка и знаки — идеальны. Все четко, понятно, по делу. Кажется сначала, что слишком много знаков. Но нет — все нужны и все полезны. Большая часть перекрестков — круговое движение. Пару дней путался, несколько раз промахивался. Потом вроде освоился и справлялся даже не слушая навигатор. Но это все второстепенно. Самое главное — культура вождения. Между нами пара тысяч километров, а такое ощущение что живем на разных планетах. Никто не моргает с требованием пропустить. Никто не обгоняет по правому ряду -терпеливо ждут возможности обогнать слева или пока я их пропущу. Да европейцы не идеальны. Почти все ездят с превышением скорости. Но это наверное их единственный недостаток. Скажете слишком много восторгов. Да, возможно. Наверняка среди них тоже есть хамло. Но мне они не встретились. Я проехал почти 6000 км без даже близкой к аварийной ситуации. И чуть не попал в аварию за несколько километров от дома. Джип не дождался пока я закончу обгон фуры и перестроюсь обратно в правый ряд, по нему же решил меня обогнать. Печально все это.
Польша. Первое и ожидаемое впечатление — гнезда аистов.
На домах, на столбах. И только почему-то первые километры в Польше. Дальше такого не было. Ветряные мельницы. Как будто из фантастического фильма.
Первым пунктом назначения была Лодзь. Изначально предполагалось только переночевать там. Но доехали туда быстрее и полдня провели там. Город не понравился. Грязный, обычный, заурядный.
Единственное место где кипела жизнь — Мануфактура. Это громадный, как писали где то, самый большой в Европе торговый центр.
Есть еще пешеходная улица а-ля Арбат. Но она была полностью перерыта и представляла весьма убогое зрелище.
Вообщем делать там совсем нечего. Отель кстати был самым приятным событием в этом городе. Заехав туда, пытался разговаривать с хозяином на английском и потерпел фиаско. По английски ни бум-бум. Вот тебе на! Но тут он увидел RUS на моей машине и начал шпарить на вполне сносном русском. Приятно.
Начинаем путь на Прагу. После выезда из Лодзи состоялась моя первая заправка в Европе. Немного опасался сделать что-нибудь не так. Зря. И здесь все великолепно продумано. Подъехал, заправил сколько нужно и только потом оплатил. Не надо как в Белоруссии называть точную сумму или количество литров. Запомнилась окружная Вроцлава с потрясающим мостом. Очень незаметно въехали в Чехию. Дорогу кстати выбрал не по автостраде. Что возможно и медленнее, но гораздо живописнее. Пейзажи ближе к Чехии стали просто великолепными. Еще не доехав до Альп узнал что такое горный серпантин. Даже сама граница находилась на высокогорье. Тут нас тормознули пограничники. Минут 10 проверяли паспорта и права. Я уж даже начал волноваться. Сразу после знака о въезде в Чехию купил виньетку. Стоимость 310 крон. Дорога проходила через маленькие и очень уютные городишки. Очень хотелось остановиться и погулять. Но нет — главная цель впереди. Кстати при въезде в Чехию увеличилось количество указателей на достопримечательности. То замок, то водопад. Наконец вышли на прямую трассу на Прагу. Разрешенная — 130. Шел 130–140. Меня как стоячего делали шкоды. Заметил, что все поддерживают отечественного производителя. Если Чехия-то шкода. Если Германия-то бмв. Въезд в Прагу прошел успешно, несмотря на множество развязок и пробку на окружной. Отель был выбран не в центре(из-за машины), но рядом с трамвайной остановкой. Трамвай для меня в Праге — основное средство передвижения. Отель извините Popelka. Что в переводе золушка.
Заселившись, сразу гулять. Ну, точнее есть. В прошлой поездке питался в уличных забегаловках. В этот раз наметил себе несколько ресторанчиков, которые и посещали. Программа традиционная. Карлов Мост, Пражский град, Староместкая и Вацлавская площади, Петршинский холм. Ну и конечно потрясающие пражские улицы.
Приехал вскоре после Европейского наводнения. Очень опасался последствий. Оказалось зря. Все было убрано и чисто. Остались редкие мешки с песком рядом с набережной. Да и слегка был перегорожен Карлов мост.
А по погоде могу сказать, что на второй день я уже мечтал о дожде. Жарища была ужасная. До 35 градусов. В городе конечно такую жару переносить очень сложно. Даже вечером была жуткая духота. Приятный момент — в последний день обнаружили на стоянке отеля российскую машину.
Утром покинули Прагу. На трассе встретили российские номера. Две машины явно вместе куда-то неслись. Расстался с ними на повороте на замок Орлик.
Красивое место с гуляющими по саду павлинами. Такие крикливые создания. Внутрь не пошли так как было слишком рано. По дороге еще раз столкнулись с последствиями наводнения. Перекрыли дорогу рядом с Пассау, что поставило мой навигатор в тупик. Почему то именно этот день был отмечен самым большим количеством ляпов навигатора. На окружной Зальцбурга по его указанию свернул не туда. Потом долго и упорно возвращался назад. Сделал для себя вывод: навигатору доверяй, но на указатели тоже посматривай. И вот наконец такой родной Берхесгаден и Шонау ам Кенигзее. Заселились в мой любимый пенсион Грегори. Едва заселившись, я рванул на горную дорогу. Отключил навигатор нафиг. Открыл окно. И вперед покорять вершины. Въезд на Robfeldpanoramastrabe стоил 5 евро. За это ты получаешь красивые виды, так обожаемые теперь мною серпантины и непередаваемые впечатления.
Народу на этой, не очень известной дороге не так много. Эмоции трудно передать. Восторг, немного адреналина и простите гордость за себя. Все-таки добрался сюда. Останавливался на каждом вьюпойнте.
Сделал несколько пешеходных вылазок. Здорово. Мимо меня проехали полицейские. Напрягся. Думал что-нибудь захотят проверить. Но нет. Посмотрели на мои номера, улыбнулись, помахали рукой. Вечером решили прогуляться до озера Кенигзее. По нему плавал в прошлую поездку. Поэтому в этот раз ограничились видом с суши. Во время прогулки вспомнил, что это то место где незнакомые люди говорят тебе добрый вечер и улыбаются. С утра тоже самое. Как там у Задорнова? Попробуй у нас с утра скажи доброе утро на улице. На третьем в табло получишь. Немного перегибает палку. Но мысль верная. По крайней мере в моем городе. Вечер закончился на балконе с вином и клубникой.
Следующий день порадовал отличной погодой. Вот в чем преимущество самостоятельной поездки. Решил куда ехать за 10 минут до выезда. Первый пункт назначения — Капрун. Точнее водохранилище. Час пути мимо также знакомого мне Зель-ам-Зее. Какие у них там туннели. Длинные, в два ряда, сквозь горы. Легкое чувство клаустрофобии несколько раз меня посещало. Капруновское водохранилище. Если не ошибаюсь 19 евро за вход. Вас сажают на автобусы и везут вверх. В основном дорога проходит в туннелях. Без особых видов. Только стекающая по стенам вода. И вот наша цель. Красотища необыкновенная. Вроде ничего особенного. Две дамбы, вода. Но все равно дух захватывает.
Поскольку была великолепная погода решил срочно ехать на Гроссглокнер. Внизу специально забрался на 9 уровень парковки, чтобы сфоткаться.
Гроссглокнер находился в 20 километрах. Это было главной целью поездки. Въезд 32 евро. Дают наклейку, которую я с гордостью наклеил на лобовое стекло. И поехали. Словами это не описать.
Это надо хоть раз увидеть, а еще лучше проехать. Тут мой расход дорогого европейского топлива возрос с 6–7 до 12 литров. Машина ревела. Постоянно на второй передачи. На третьей уже не тянула. Вообщем настоящее испытание для машины. И удовольствие для водителя. Как же приятно нестись по обрыву под шум ветра и визг спутницы.
В отличие от предыдущей дороги большое количество машин и еще больше мотоциклов. И как они там носятся! Первое время вздрагивал, когда меня на приличной скорости обгоняли мотоциклисты. Туда приезжают целыми клубами. На каком-то участке пути мне встретились порядка 30 порше подряд. Все одной модели, с открытым верхом. Виды настолько ошеломляющие, что хотелось остановиться на каждой стоянке, возле каждого водопадика.
Кстати в этот день у меня был легкий шок от общения с местными супермаркетами. Мало того там продается коктейль Горбачев. Но и еще это! Представьте себе. Я в немецкой глубинке захожу в магазин, чтобы купить что-нибудь необычное, немецкое. И вижу это.
И ведь купили пакет семечек. Не сдержались.
Третий день в Альпах решили начать с поездки в Хальштатт. Ну что сказать очень милый и красочный городишко.
Про такие говорят — как с картинки. Нет конечного жуткого восторга. Где-то читал что один китайский бизнесмен так впечатлился городом, что решил построить у себя на родине точную копию Хальштатта. Ну не знаю. Красиво конечно. Но не более того.
Китайцев там кстати больше всех остальных туристов. Интересно, что за фасадом красоты скрывались последствия наводнения. Если зайти чуть в сторону от главных улиц, можно было увидеть волонтеров разгребающих грязь и мусор.
Следующим пунктом был Дахштайн. Находится в 10 минутах от Хальштатта. Сначала весьма адреналиновый для меня подъемник.
И конечно обязательно резкий рывок при прохождении опоры. Сердце уходит в пятки. Поднимаемся наверх к главной цели — смотровой площадке 5 пальцев. И на тебе — как ежики в тумане. Не везет мне с облачностью. В прошлом году в Гармише при подъеме на Цюгшпитце ничего не увидел, и теперь здесь.
Кое-как дошли до площадки — 5 выступов на пропастью. Самый адреналиновый — со стеклянным полом. В первый раз ступал осторожно, держась за поручни. Через 10 минут уже готов был там танцевать. Во-первых привык, во-вторых не видно под собой ничего. Нам повезло — было буквально минутное просветление. Успел сделать пару фото.
На обратном пути было уже реально страшно — перед собой видимость была на 3–4 метра. В билет входила поездка дальше — на следующую вершину. Решили не стоит. Спускаешься вниз — такие прекрасные виды. А посмотришь вверх…
Последний день решили посвятить Зальцбургу. Туда поехали на автобусе. Вышли на Мирабельплатц. И просто гуляли. Был здесь в прошлом году. Всего три часа, но город понравился.
Второе посещение мнения не изменила. Приятное место. Захотели пройти по магазинам — облом. Все магазины в воскресенье закрыты. Даже продуктовые. А я еще думал, чего это такая толкучка у продуктового супермаркета в субботу вечером. Теперь стало понятно. Вечером поехал на прощальную поездку в крепость Хохенверфен. Приехал к закрытию, поэтому внутрь не попал. Ограничился весьма эффектным внешним видом.
Здесь встретил в третий раз наши номера.
Ну вот и все. Вечером последнего дня зарядил дождь. Не прекращался порядка полутора суток. Уж думали, что опять наводнение грядет. Не дай бог конечно. Первый день запомнился тем, что за сутки проехали 5 стран. Стартовали в Германии, проехали Австрию, Чехию, Польшу, заехали в Варшаву, и около 10 вечера почти въехали в Белоруссию. Ну что сказать? Не приезжайте на границу ночью. Это ужас! Простояли часов 5–6. Выехали оттуда в три ночи. В гостиницу ехать уже нет смысла. Отъехал от Бреста, вздремнул на заправке и дальше в путь. Спасало кофе и семечки. Дальше все как обычно. Замечательная дорога до Москвы, мертво стоящее малое кольцо. Психанул — поехал на Мкад. Ага. В час пик! Умница! Лучше не вспоминать.
Поездка удалась. Конечно на самолете добраться легче, быстрее и проще. Но в автопутешествии есть свое очарование. Больше чувствуется расстояние на которое ты уехал от дома. Ну и конечно — полная свобода перемещений, независимость от общественного транспорта и т. д. Сейчас, попробовав аренду машины в Сша, понял, что вариант самолет-аренда будет менее утомительной чем 4 дня пути туда-обратно. Но и этот опыт бесценен и самое главное — приятен.