Близится день жестянщика. На шиномонтажах убеждены: если бы все вовремя выбирали правильную зимнюю резину и соответствующую манеру вождения, то большинство «скользких» ДТП можно было бы предотвратить. Чаще всего автовладельцев при выборе шин интересует, сколько проедет покрышка, хотя это в принципе некорректный вопрос. Корреспонденты побывали в шинных центрах и выслушали стандартные советы специалистов.
— Двое из трех автовладельцев при выборе шин спрашивают, сколько те проедут, — рассказывают на шиномонтажах. — Отвечаем: любые покрышки в наших условиях рассчитаны на пробег в 60—80 тыс. км, то есть в среднем их хватает на два-три сезона. Причем для премиум-брендов этот показатель может быть даже ниже. За управляемость, комфорт и безопасность надо платить. Но, как правило, на 4—5-й год эксплуатации любая резина теряет свою эластичность и может покрыться сетью мелких трещин. Самый же верный способ определить, что шина уже «уставшая», — сравнить протектор с индикатором, расположенным в беговой дорожке.
Что ж, если старые покрышки пора сдавать в утиль, а новые зимние шины еще не выбраны, то сперва нужно определиться с их типом. Это первая рекомендация, которую вам дадут в шинном центре. Так какие — скандинавские или европейские?
— «Скандинавы» более мягкие, чем «европейцы». Первые лучше подойдут для частых поездок по заснеженным, плохо убранным дорогам. При низких температурах зимние шины не дубеют. Но во время оттепели, при +4—6 градусах по Цельсию, они могут «поплыть». Вторые скорее предназначены для городских улиц, которые лучше убирают, и смешанного режима (город — трасса), — советуют специалисты.
Скандинавские шины от европейских отличаются рисунком протектора. Ламели у «скандинавов» более частые, особенно боковые, грани протектора — более острые. Словно ковши, они выгребают рыхлый снег, пробивая дорогу автомобилю. Вторая важная задача, которую решают такие шины, — эффективное торможение на льду.
— Обратите внимание, например, на эту модель Kumho с направленным протектором, — предлагает торговый агент Алексей Китов. — В рыхлом снегу скандинавские шины самоочищаются, не позволяя автомобилю буксовать. Лента протектора у них мягкая, что важно на скользкой поверхности.
Вернемся к «европейцам». Они предназначены для более мягкой зимы, и им в основном приходится ездить по снежной каше, лужам и грязи. Отсюда особенность протектора: ламели — редкие, каналы — широкие. Такие покрышки эффективно выводят воду, снег с водой, а шины с асимметричным рисунком эффективнее предотвращают аквапланирование.
— Рисунок и дизайн протектора могут быть разными, и говорить о трендах неуместно, — замечают на шиномонтажах. — Некоторые производители, например, иногда даже возвращаются к старым протекторам. Скажем, вот сравнительно новые шины Matador. Кстати, практически у каждого производителя есть оба типа покрышек (и европейские, и скандинавские). Более того, в одном размере могут конкурировать шины эконом-класса и премиум-класса одного бренда.
Решающее значение имеет все же не рисунок протектора, а состав шины, секрет которого, конечно, никто из производителей не раскрывает. Один из поставщиков покрышек в разговоре с нами припомнил курьезный момент. Как-то белорусская таможня потребовала предоставить состав шин, мол, как так — не положено. Поставщик прилежно оформил запрос на завод. Ответ был бюрократически недоуменным. Коммерческую тайну никто раскрывать не собирался.
В противном случае на рынке уже давно бы появилось множество дешевых китайских шин с такими же характеристиками, как у мировых брендов. Некоторые производители из КНР сейчас копируют рисунок протектора у крупных производителей, однако тормозной путь у оригинала и копии существенно отличается.
— Хороший состав позволяют себе мировые бренды — Michelin, Bridgestone, Goodyear, Continental и другие. Они используют более дорогие компоненты. Часто в описаниях просто фигурирует следующее поколение силики (кремнийорганическая кислота). Но за счет чего это достигнуто — тайна за семью печатями, — добавляют специалисты. — Кстати, длина тормозного пути — показатель весьма условный и скорее аргумент для маркетологов. Сейчас в премиум-сегменте счет идет на сантиметры, ну а китайские шины, конечно, отстают.
Еще одно отличие «европейцев» от «скандинавов» — максимальный индекс скорости, который имеет буквенное обозначение (указывается на этикетке). Например, P — 150 км/ч, Q — 160 км/ч, R — 170 км/ч, S — 180 км/ч, T — 190 км/ч, H — 210 км/ч, V — 240 км/ч, W — 270 км/ч. «Европейцы» более скоростные, «скандинавы» — менее.
— Есть автовладельцы, для которых этот показатель очень важен, — заверили на шиномонтажах. — Некоторые, например, часто выезжают на немецкие автобаны, где максимальная скорость не ограничена. При переезде границы менять резину ведь не будешь. Поэтому приходится учитывать этот фактор при покупке.
Значок снежинки в треугольнике означает, что шины тестировались в суровых зимних условиях. А стандартное «M+S» (mud + snow — «грязь и снег») ставится не только на зимних шинах, но и на всесезонных.
Кроме индекса скорости (H — 210 км/ч) на покрышках указывается размер (235 — ширина профиля, 60 — отношение высоты профиля к ширине), тип каркаса и посадочный диаметр (R16), а также максимально допустимая нагрузка (100 — это коэффициент, означает 800 кг на одно колесо).
— Правда ли, что шины боятся нашей соли с песком? — спрашиваем.
— Это преувеличенный слух. Для шины не имеет значения, с каким реагентом приходится иметь дело, — считают специалисты. — А вот чего боится резина, так это нефтепродуктов — будь то растворитель или солярка. Допустим, положить промасленную тряпку на шину — значит, уменьшить срок ее службы, т. к. начнется отслоение. Также покрышке противопоказан застой. Она должна двигаться. Как у человека при длительном бездействии атрофируются мышцы, так и здесь.
Хранить шины советуют в вертикальном положении. Если же они с дисками, то спускать на пол-атмосферы, чтобы не было напряжения. Тут тоже будет уместна аналогия с человеческими мышцами.
— При установке шин перед сезоном желательно заменить вентиля. Это слабое место покрышки, и иногда из-за такого пустяка шину начинает спускать, — продолжают сотрудники шинного центра. — Разумеется, нужно проводить балансировку, исключить неравномерное распределение нагрузки на покрышку. Иначе может возникать биение руля, идти вибрация по кузову. В реальных дорожных условиях это может отразиться в первую очередь на комфорте.
По-прежнему на литые диски клеят грузики. На штампованные — набивают.
Особый разговор о давлении в шинах. Вообще-то на дверце лючка бензобака или дверях (в разных автомобилях по-разному) есть указание относительно этого параметра. Однако многие просят сделать поменьше. Зачем? Чем меньше давление, тем больше площадь торможения и тем более эффективно замедление. Минус — повышенный износ покрышек. Давление специалисты рекомендуют проверять дважды в неделю, хотя это кажется нереальным (если нет датчиков давления шин, разумеется).