Сегодня у нас в гостях ВАЗ-2101, или знаменитая "копейка"! Когда-то она была мечтой миллионов советских граждан, до сих пор многие с трепетом вспоминают этот автомобиль. Вспомним и мы.
Вот так "копейка"! Машине уже 36 лет, пора бы и на пенсию, а она словно только из цеха выехала. Что там на одометре? Всего-то 72.000 км! Блестят полированные бока автомобиля цвета "василек", нет никаких следов ржавчины. Под ровное тарахтение 1,2-литрового мотора расхваливаю владельцев: "И сколько вы за это чудо отдали? Тысячу? Отличный выбор!" Владельцы - братья Андрей и Сергей Янчики - год назад купили эту "копейку" 1977 г.в.
В эпоху, когда стоимость нормального средства передвижения только начинается от $10.000, купить что-нибудь на ходу в хорошем состоянии за $1000 - это из рода фантастики. Но это не просто машина в хорошем состоянии - это уже ретромобиль: ВАЗ-2101 сегодня по праву можно причислить к таковым.
Местом для фотосъемки вовсе не случайно была выбрана ул. Янки Мавра. Ничего лучше для этого не найти: обшарпанные хрущевки, древние гаражи у подъезда, развешенное прямо на улице белье - несомненный атрибут любого советского дворика. Назад в СССР!
Что интересно, эта "копейка" - из этого же самого двора!
- Удивительное рядом. Предыдущий хозяин машины жил как раз здесь, - рассказывает Андрей. - Когда мы с братом купили эту машину год назад, то забирали ее из гаража недалеко отсюда. Продавала ее дочь пожилого владельца.
Приехали мы тогда, смотрим: состояние изумительное, днище целое, даже глушитель оригинальный. В пробег тут сразу веришь. Поэтому купили. Сегодня в основном ездит на ней брат - ему и искали машину. Ездит он мало, машину за 10.000 долларов покупать не хотелось, но она нужна. Я тоже беру иногда ее кататься - сплошное удовольствие. Вот сейчас моя основная машина на перекраске, так что неделю уже на "жигулях".
Поведал Андрей и об особенностях эксплуатации автомобиля:
- Нервным людям такая машина не подойдет. Она как девушка. Ей придет в голову не завестись - она не заведется. К ней подход нужен, привередливая она. Все решают миллиметры - утром три раза педалью поработать, подсос аккуратно вытянуть. Я уже привык к ней, знаю, что она хочет. Машина в целом крепкая, но отечественная сборка - это ее недостаток. Моторесурс у мотора почему был маленький - всего 200 тысяч? Все от некачественных "расходников": М8 - это жижа, а не моторное масло. Современные запчасти для этих машин вообще на помойку, старые советские детали еще куда ни шло.
- Что сделали с машиной после покупки за год? Поменяли масло, свечи, провода и катушку зажигания. Слабое место декора кузова - молдинги порогов. Одного на месте не было, но нашел, поставил. А еще на 92-й бензин перевели. В оригинале движок здесь рассчитан на более высокооктановый бензин, нежели 76-й и 80-й. Это уже "наши" локализировали двигатель: поставили между ГБЦ и блоком цилиндров толстую дюралевую пластину, а сверху и снизу этой пластины - по прокладке. Убрал лишнее, оставил одну прокладку - уменьшилась камеру сгорания. Зажигание подрегулировал, причем по стробоскопу оно не выставляется, почему-то только "на слух" получается. Диски в белый цвет покрасил. Вот и все.
Из поломок - буквально за пару дней до нашей встречи машина перестала заводиться. Проблема была решена заменой катушки зажигания.
- Бензин, конечно, машина "пьет" ведрами, - продолжает свой рассказ об особенностях эксплуатации раритета Андрей. - "Десятку" стабильно "кушает", но если едешь 70-80 километров в час, то где-то 7-8 литров на "сотню" выходит. Бак маленький, в багажнике стоит, в него только 39 литров влезает. На такой в "Хавер" застрянешь - на холостых быстро весь бензин "съест" и бак "оближет". Хотя печка греет - будь здоров! У вентилятора печки только два режима: жарко и очень жарко. Ездить нужно на ней не спеша, медленная она.
А едешь и замечаешь, что многие уже оглядываются на эту "копейку, - продолжает свой рассказ владелец. - Еще бы! Цвет красивый, состояние отличное. Многие норовят ее у нас купить, говорят, мол, "косарь" даю. Ага, разбежались. Сразу видно: купит - угробит тут же. А эта машина для души. На ней много ездить тяжело, но в выходные покататься - лучше и не придумать.
В планах братьев на следующий год - качественно перекрасить всю машину, обновить антикоррозийное покрытие кузова, найти заводские резиновые коврики в салон. И это правильно - тюнинг такой машине не к лицу. Не пропадет машина!
Как в XXI веке едет этот автомобиль? Двигатель под капотом 1,2-литровый. Этот старенький восьмиклапанник имел в СССР для своего времени очень большую литровую мощность: какие-то 1198 куб.см выдают 64 л.с., что очень неплохо. Правда, крутящего момента немного, в плане динамики машина далеко не огонек, но в потоке держаться можно. С другой стороны, мотор очень эластичный, заглушить его неумелой работой педалями сложно. На "низах" тяга великолепная!
Мягко и размеренно плывет машина, четко и легко переключаются передачи. Правда, на педаль тормоза нужно давить от души, чтобы замедлиться. Зато по давней российской автомобильной традиции автомобиль с большим просветом имеет бронебойные подвески. "Лежачий полицейский"? Нет, не заметил.
Переключение передач в этой машине просто удивило. Короткие ходы кулисы, оружейная четкость. Не ожидал. А вот руль очень нелегко крутить по сравнению с другими автомобилями того времени: на ходу приходится прикладывать заметные усилия! Но все остальное неплохо. Оказывается, в XXI веке не так уж и сложно перемещаться в пространстве на этом 36-летнем автомобиле.
А в свои 70-е годы XX века это был большой рывок в советской автомобильной промышленности. Прототипом для создания нового советского автомобиля был итальянский Fiat 124, завоевавший в 1965 году титул "Автомобиль года". ВАЗ-2101 "Жигули" - первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе. За годы производства (1970-1988) было произведено около 4,85 млн "единичек" с типом кузова седан различных модификаций. На базе этого автомобиля было создано так называемое "классическое" семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года. По результатам всероссийского опроса в 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века.
На внутренней стороне крышки багажника сохранилась наклейка, на которой указано, что кузов окрашен синтетической эмалью, а цвет - "480-василек"
Рукоятки боковых форточек прикреплены клеем, они часто отрывались. С помощью боковых форточек можно направить сильный поток воздуха в салон, хотя они несколько ограничивают обзорность
Под машиной нет ни следа коррозии. Поддомкратники, пороги целые - этот "жигуленок" словно только выехал из цеха
Электронасос стеклоомывателя конструкцией не предусмотрен - вместо него резиновая кнопка-насос. То есть "подавать" жидкость на стекло нужно вручную. А роль бачка для жидкости играет обычная советская резиновая грелка. Все это весьма забавно для современного автолюбителя
Для включения подсветки панели приборов выведена отдельная кнопка (посередине). В "Москвиче-412" тех лет, к слову, регулируемая подсветка приборов загоралась вместе с включением света фар
В задних ручках дверей (они же подлокотники) встроены пепельницы. Ныне это опциональный атрибут для многих современных моделей, а в "жигулях" их три!
Такого ни в одной машине еще не встречал! Отрегулировать наклон спинок сидений можно двумя способами. Первый как в Volkswagen: тянем ручку на себя (на фото выше), тем самым освобождая фиксаторы положения спинки, - регулируем. Промахнулись? Для более точной настройки крутим винт-барашек. Гениально!
Панель приборов пусть простовата, зато легко читается. Бывает, в старых машинах стрелки приборов "дергаются", в этой "копейке" - нет