Жительница Новосибирска Ольга Шеремет решила поставить любопытный эксперимент: полгода не покупать никаких товаров, произведенных за пределами России. На этот поступок ее вдохновила статья об американке, целый год не приобретавшей для своей семьи товаров с надписью «Made in China». Ей пришлось отказаться от многих необходимых вещей, и все покупки обошлись на порядок дороже.
Прочитав статью, Ольга Шеремет оглянулась по сторонам и поняла, что ее дом наполнен вещами с той же надписью. Провела инвентаризацию и подсчитала, что 9 из 10 вещей в ее доме сделаны в Китае. И тогда она решила проверить, возможно ли прожить без товаров из-за рубежа в российском городе.
Примеру Ольги никто из ее знакомых последовать не решился. Все охотно признавали, что их жилище тоже почти целиком made in China. Соглашались, что нужно поддерживать отечественных товаропроизводителей. Но сразу же говорили, что не готовы отказаться от дешевых китайских тапочек или эквадорских бананов. Настаивали, что и у Ольги больше месяца продержаться не получится. Но она была настроена решительно. Правда, продержаться год, как планировалось изначально, не смогла. Эксперимент пришлось прекратить через полгода, поскольку семейные финансы не выдержали проверки на патриотизм.
Отказ от импортных продуктов на семейном бюджете сказался только положительно. Норвежскую семгу легко заменила дальневосточная чавыча, «марсы» и «сникерсы» — конфеты российских фабрик, лапшу «Доширак» — быстрозавариваемые каши, а кешью — кедровые орехи. Правда, пришлось отказаться от оливок и оливкового масла, каперсов, анчоусов и прочих заморских деликатесов, но это особой проблемы не составило. Сложнее было отказаться от фруктов. Любимые мандарины и груши пришлось заменить на экологически чистые яблоки с побитостями и червоточинами. Зато высвободились деньги на чернику, бруснику и прочие дары леса. Самой большой потерей, признается Ольга Шеремет, стал отказ от горячо любимого мартини, бутылочку которого она привыкла покупать на выходные. Но и эту проблему удалось решить: мариинская настойка на черносливе очень скоро завоевала свое место на столе и в сердце хозяйки. В итоге переход на отечественное меню дал экономию в 27%.
о с непродовольственными товарами все оказалось гораздо сложнее. Через неделю после начала эксперимента Ольгу пригласили отметить трехлетие крестницы. Только после долгих консультаций с продавцами в магазине детских игрушек удалось найти затрапезного вида плюшевого мишку, который весил в три раза больше и был примерно во столько же раз дороже мишек Тедди. Через день, как на грех, сгорела кастрюля — оставили пустой на плите. Найти отечественную посуду из нержавейки не удалось, пришлось покупать эмалированную.
Одной из самых больших проблем стала покупка одежды. Детские джинсы найти удалось, правда, пришлось закрыть глаза, что сшиты они из импортной ткани и стоят в 2,5 раза дороже. А вот взрослых джинсов российского производства не оказалось в принципе. Кроссовки и туфли made in Russia нашлись после двух недель поиска, но стоили в три раза дороже. Кроссовки через неделю пришлось сдавать обратно — порвались. С косметикой, как выяснилось, дела обстоят еще хуже: пришлось реанимировать старые баллончики туши для ресниц. На запах дорогих отечественных духов сослуживцы прореагировали и вовсе критически: «Что, кошку завела? Сразу приучай к горшку!» Купленный за 11 рублей шампунь «Ромашка» нанести на волосы не удалось — он оказался настолько жидким, что протекал меж пальцев. Близкое знакомство с отечественной зубной пастой также не порадовало.
Но почем фунт лиха, новосибирская семья узнала, только когда перегорели электрические лампочки. Точечных светильников российского производства, как выяснилось, в природе не существует. В квартире воцарился полумрак. Потом закончился картридж в принтере. Пришлось распечатывать документы на работе. Затем закончилась ношпа. К тому же стало катастрофически не хватать денег: патриотизм оказался выгоден только при покупке продуктов, остальные статьи расхода подорожали в среднем на 40–45%. Когда Ольга Шеремет в очередной раз не смогла дотянуть до зарплаты, она сдалась. И больше повторить собственный подвиг никогда не решится.
Некоторые эксперты говорят, что Ольге просто не хватило знаний. Если бы она умела распознавать российские товары под западными названиями, ей было бы намного легче обходиться без импорта.
Опрошенные эксперты считают, что даже при умении распознавать российские товары в иностранной упаковке Ольге не удалось бы найти целый ряд позиций. Многие товары ни под отечественными, ни под западными марками в России не выпускают.
Единственное, в чем можно быть практически полностью уверенным, — что пример Ольги Шеремет вряд ли найдет последователей. Зачем проводить эксперимент, если его результаты очень легко предсказать?