Музей истории коньяка расположен в Москве на территории винно-коньячного завода «КиН». И это, между прочим, единственный подобный музей в России. На двух этажах музея можно проследить долгий путь производства коньяка — от виноградной лозы до настоящего «ликёра богов», как называл его Виктор Гюго.
Перед началом экскурсии на проходной необходимо показать свой паспорт, без него пройти никак не получится. Впрочем, об этом вам скажут ещё при записи на экскурсию. В программу посещения, как правило, включается рассказ об истории коньяка, демонстрация технологии сбора винограда и процесса приготовления этого великолепного напитка, а также дегустация коньяка.
Экскурсия началась с традиционного вступительного слова экскурсовода, но, честно говоря, я сразу сбежал от группы, чтобы спокойно и без толпы сделать снимки экспонатов. Что ж, жемчужина всей коллекции музея истории коньяка — шарантский аламбик, или другими словами перегонный куб, выпущенный в 1900 году. Попросту говоря, это огромный и очень красивый самогонный аппарат.
Виноград выращивают на земле с большим содержанием мела. Именно поэтому он получается очень кислым. Такой виноград не подходит для производства вина, зато благодаря ему получается великолепный коньяк.
К слову, абсолютно все экспонаты музея истории коньяка являются настоящими, их собирали в течение полутора лет с разных уголков Франции, которая, кстати, считается исторической родиной коньяка. Напольные часы, к примеру, привезены из французского департамента Шаранта. Стрелки всегда указывают время региона Коньяк. Уникальные часы, выпущенные в 1850 году и имеющие на циферблате маркировку «Cognac», пребывают в идеальном состоянии. По традиции, ювелиры региона Коньяк дарили такие часы молодожёнам, которые приобретали у них кольца.
Всё, что представлено в музее истории коньяка в Москве, можно трогать руками. Так выглядит готовая бочка для выдержки коньяка.
А это помещение, где хранятся бочки с коньяком — так называемое хранилище, здесь всегда поддерживается определённый климат. Кстати, такой ароматный букет коньяк приобретает благодаря его многолетнему хранению в дубовых бочках. При этом возраст дуба, из которого делают бочки, должен быть не менее сорока лет. Какая-то часть хранящегося в бочке коньяка испаряется — вот её-то французы ласково называют «долей ангелов».
А это разливочная машина, способная наполнить сразу шесть бутылок, что значительно экономит время, затраченное на производство.
В музее есть шкафчик, где собраны самые разные виды коньяка.
Прибор, с помощью которого проверялось качество коньяка перед тем, как запускалось серийное производство.
А в таком коньячном хранилище находятся самые ценные предметы — бутыли дам-жана из стекла, оплетённые ивой и покрытые паутиной. Их предназначение заключается в хранении уже готовых коньячных спиртов, многие из которых были приготовлены уже очень много лет назад. Специально для них отведено почётное место хранилища, в котором принято говорить полушёпотом, чтобы не тревожить бесценный напиток. Французы называют это место «paradis», что по-русски означает «рай».
Перед вами ароматный стол с сосудами, наполненными различными пряностями.
Здесь находятся готовые коньячные спирты. В состав коньяка, как правило, входят коньячные спирты разного возраста, при смешивании которых получается неповторимый вкус напитка.
Например, во Франции на коньяке указывают возраст самого молодого спирта. А вот в России возраст коньяка — средний возраст всех входящих в него коньячных спиртов.
Вот ещё некоторые экспонаты музея истории коньяка. На самом деле, их очень много.
Экскурсия, как я уже упоминал, заканчивается дегустацией. В музее истории коньяка нас научили различать вкусы молодых и уже выдержанных коньяков. Также мы узнали, как следует правильно сочетать коньяк с продуктами и как его правильно подавать.
Признаться честно, коньяк я не очень люблю, поэтому не понял ни один из трёх вкусов. Однако мне был интересен сам процесс: посмотреть на свет, понюхать и увидеть стекающие капельки…