В автомобильном бизнес-классе сегодня горячо как никогда, и даже кризис, от которого никак не может оправиться Европа, не особо влияет на продажи в E-сегменте. Все представители немецкой тройки в данном классе продаются неплохо, и каждая модель обладает своими преимуществами. Но что, если вам хочется владеть престижным седаном большого среднего класса, однако вы не желаете видеть такую же машину, как у вас, на каждом втором светофоре?
Для подобных клиентов и существуют такие модели, как Maserati Ghibli и Jaguar XF — машины для тех, кто готов платить большие деньги за то, чтобы выделиться из толпы «бизнесменов». Onliner.by целый день провел в компании с породистым британским седаном, чтобы узнать характер обновленного Jaguar XF с 3-литровым Supercharged V6 и полным приводом. Цена данного автомобиля — $102,5 тыс.
Немного истории
Модель XF появилась на рынке в 2008 году, сменив на посту «глазастый» Jaguar S-Type. В наследство от предшественника машине досталась не только платформа с некоторыми изменениями, но и круглые элементы передней оптики, из-за которых «лицо» XF получилось слегка «глуповатым». Критики обвиняли британских дизайнеров в том, что они слишком далеко отошли от эффектного предсерийного концепта Jaguar C-XF (2007 год). В 2011-м компания сделала «работу над ошибками» и представила обновленный XF, который внешне напоминает полюбившийся всем прототип 2007 года.
Выглядит рестайлинговый XF действительно эффектно. Стильные биксеноновые фары красиво огибает J-образная светодиодная лента. Линии рельефного капота берут свое начало в массивной решетке радиатора, что придает облику Jaguar динамичность. «Жабры» в районе передних арок и ниспадающая линия крыши продолжают спортивную тематику. Немцы машину с таким силуэтом кузова назвали бы «четырехдверным купе».
C прошлого года на XF (и XJ) ставят полный привод, что не совсем характерно для седанов Jaguar. Кстати, есть еще и универсал XF. Для белорусского рынка модели Jaguar пока еще в диковинку. Те экземпляры, которые изредка встречаются на наших дорогах, привезены, как правило, из Европы или США. И вот на «Моторшоу» все белорусские любители дорогих британских автомобилей вздохнули с облегчением — наконец машины Jaguar можно официально купить и обслуживать в Минске.
Умные мелочи
Солнечным субботним утром непривычно для себя просыпаюсь под будильник. Не каждый день приходится тестировать Jaguar, поэтому решил взять автомобиль как можно раньше. Спустя полчаса после пробуждения я уже паркую свою машину на стоянке дилера JLR. После заполнения нескольких бумаг получил увесистый брелок-ключ и направился к белоснежному британскому седану.
После нажатия на клавишу Start салон Jaguar в буквальном смысле слова оживает. Кроме приветствия 7-дюймового дисплея по центру и приборной панели, синхронно открываются четыре воздуховода отопительной системы (образующие при выключенном зажигании ровную поверхность) и всплывает шайба 8-ступенчатого «автомата» ZF.
Внутри все напоминает о том, что я нахожусь в машине, сопоставимой по стоимости с неплохой квартирой в Минске: дорогая кожа, хромированные элементы, лакированные вставки, приятные на ощупь кнопки, безупречно работающая климатическая система (2-зонная), мощная аудиосистема. Куда ни глянь — везде британская педантичность и большое внимание к мелочам. Вы только взгляните на рычажки воздуховодов, на которых крохотным шрифтом написано «Jaguar». А чего стоит стильная клавиша открытия бардачка! Кто еще кроме британцев сможет вложить в груду металла, пластика и кожи душу аристократа?
Под сенсорным дисплеем на центральной консоли разместились клавиши быстрого доступа к «климату», телефону и главному меню. Удобно, т. к. во время движения будешь меньше отвлекаться на «тыканье» пальцем в экран. Но, например, включить охлаждение/обогрев сидений, не отводя взгляд от дороги, невозможно. Причем регулировка эта запрятана во второй уровень меню.
Экран не всегда адекватно реагирует на прикосновения пальцев. Приходится хорошенько целиться и нажимать очень аккуратно, иногда «нащупывая» необходимую виртуальную кнопку. В машине за сто с лишним тысяч долларов лично мне хотелось бы видеть более качественный тачскрин. Ну хотя бы как в телефонах за $500.
В остальном придраться не к чему. Передние сиденья имеют широчайший диапазон регулировок. Можно настроить так, что до педалей не достанешь. Руль, безусловно, регулируется в обоих направлениях. При этом никаких рычажков и падающей на колени «баранки» здесь нет — только электропривод. Настройки водительского места имеют память (два варианта).
Нельзя сказать, что на втором ряду сильно просторно. Сам за собой (186 см) сел, конечно, без труда. Но у любого из немецких конкурентов здесь места побольше. Голова вот-вот упрется в красивый бежевый потолок, а ноги в расслабленном положении все же касаются переднего сиденья. Нет сомнений, что эта машина для водителя.
Объем багажника — 500 литров. Больше, чем у Lada Granta. C вместимостью проблем нет, но вот «пасть» могла бы быть и больше (хотя не картошку же сюда грузить). Тем не менее пара сумок Samsonite влезет в проем без проблем. Есть у багажника и доводчик! Положил аккуратно крышку на свое место, и машина сама «всосет» ее.
Симбиоз удовольствия и безопасности
Под капотом тестового автомобиля — 340-сильная компрессорная «шестерка» (не путать с турбо!), передающая крутящий момент на все колеса. Понравилось, что Jaguar не «одолжил» систему AWD у родственной компании Land Rover. Да, специалисты из этой фирмы следили за разработкой новой полноприводной трансмиссии, но она у Jaguar полностью своя. Казалось бы, главной целью XF AWD является конкуренция с Audi A6 Quattro (самый популярный в мире полноприводной автомобиль Е-класса), но британцы уверяют, что «подсматривали» характеристики у другой немецкой компании — BMW! Именно xDrive был взят в качестве примера инженерами, разрабатывавшими полный привод Jaguar.
Для того чтобы переделать заднеприводной седан в AWD, британцы установили на XF новый передний подрамник, иную рулевую рейку и слегка измененные опоры двигателя, разработали новый картер, модернизировали выпускную систему и оснастили машину дополнительными элементами шумоизоляции, которые должны скрыть звук раздаточной коробки. Интересно, что поставкой новых узлов для полноприводных Jaguar занимается фирма Magna, которая уже 10 лет производит xDrive для BMW.
Сразу после того как выехал за пределы дилерской парковки, понял, что с XF лучше быть поаккуратней. Отличная шумоизоляция и отзывчивая педаль газа провоцируют на превышение скорости. Набрать 70 км/ч можно за считанные секунды. При разгоне чувствуется «школа BMW». И неудивительно — 95% крутящего момента в обычных условиях передаются на заднюю ось. По умолчанию на передние колеса передается от 0 до 30% крутящего момента. Если же активировать зимний режим (клавиша возле шайбы АКП), то фронтальные колеса получат от 30 до 50% Н·м. Изюминка RWD осталась у полноприводного Jaguar!
Передняя ось у машины практически всегда разгружена, и поэтому в околонулевой зоне руль немножко пустоват. Это приятное ощущение хорошо известно владельцам BMW любых годов. Как только входишь в поворот, руль наливается информативной обратной связью, которая дарит ощущение полного единства с автомобилем. Правда, в отличие от стареньких «баварцев», XF имеет все необходимые для драйва системы безопасности. Решил безрассудно атаковать вираж на скорости 80 км/ч? Дерзай! Машина исправит любую ошибку. Удалось заставить заднюю ось сорваться в скольжение? Не беда — подхватываешь автомобиль рулем и после подключения передней оси корректируешь траекторию еще и газом. Вся электроника работает очень адекватно и понятно — никаких сюрпризов за рулем не будет. По-моему, британцы нашли идеальный вариант синтеза безопасности и удовольствия от вождения.
Настройка подвески также ближе всего к BMW 5-Series. Владельцам Mercedes она может показаться слишком жесткой, но британцы и не скрывают, что машина разрабатывалась скорее для активной езды, чем для размеренного комфортного передвижения из гостиницы в аэропорт. Тестовый автомобиль был оборудован подвеской Adaptive Dynamics (опция), которая в режиме Dynamic Mode (переключается клавишей на тоннеле) делает амортизаторы настолько жесткими, что седан практически лишается кренов. Лично я бы этот режим и не выключал никогда, т. к. машина все равно остается комфортной.
Автоматическая коробка передач лихо чередует ступени в зависимости от стиля езды. Порой ZF переходил на три или даже четыре передачи вниз. Зато на любой скорости ощущаешь большой потенциал под правой ногой. Нужно со 110 км/ч «выстрелить» вперед? Жми до пола! Несколько мгновений, и аристократ превращается в спринтера, сердце которого колотится со скоростью 5 тыс. об/мин.
При желании водитель может сам менять передачи. Для этого нужно либо повысить, либо понизить ступень соответствующим лепестком (находятся за рулем). Для того чтобы вернуться обратно в автоматический режим, любой из лепестков необходимо подержать нажатым несколько секунд. Подсказки о режиме работы 8-ступенчатой АКП высвечиваются на приборной панели вместе с текущей передачей. Несколько раз при активной работе руля я случайно задевал один из лепестков, переводя коробку в ручной режим. Думаю, со временем свыкся бы с дополнительными элементами на «баранке».
Тормоза должным образом усмиряют 340 компрессорных «лошадей». Педаль большая и в меру информативная. К обзорности никаких нареканий. По зеркалам было трудно парковаться задом, но выручила камера заднего вида с направляющими. Средний расход топлива у машины за целый день (город/трасса) составил 14,5 литра. При обычной езде «влезть» в 10 литров на сотню можно без проблем.
Вывод
Цены на Jaguar XF в Минске начинаются от $58,7 тыс. Под капотом такого автомобиля — 2-литровая бензиновая «четверка» мощностью 240 л. с. Есть и версия с 275-сильным дизелем (3 литра), которая стоит от $79,9 тыс. Полный привод доступен только с 3-литровым 340-сильным V6. Цены на XF c AWD начинаются от $94,5 тыс. Такая же машина, но с задним приводом обойдется белорусскому покупателю в $89,7 тыс. За топовый XFR c 5-литровым 510-сильным V8 придется заплатить $144,7 тыс. Все автомобили оборудованы 8-ступенчатым «автоматом» ZF.
Все (в том числе производитель) понимают, что XF даже не приблизится по популярности к любому из немецких конкурентов. Но для покупателей британского седана это скорее плюс. Таких машин, как Jaguar, не должно быть много. Это как кошка, живущая сама по себе. Пусть немцы и дальше борются за процентные доли рынка, представляя новые версии своих бизнес-моделей (Audi A7, BMW 5-Series GT, Mercedes CLS), Jaguar же так и останется одним из немногих современных автомобилей, в котором еще живет душа и не так сильно пахнет маркетингом.