Виталий восстановил ретро-"яву" с коляской из груды ржавых деталей и обломков стекловолокна. Теперь 40-летний мотоцикл без проблем проходит техосмотр, собирает на дороге восторженные улыбки и скучает по 76-му бензину. Его владелец не считает себя "байкером" в современном понимании этого слова: "Ценителем, реставратором... Мотоциклистом уж точно", - зато его Jawa "ну чем не байк!"
"В 9-м классе я понял, что заболел мотоциклами"
- У отца была Jawa 250, которую еще ему когда-то купили родители. Он ездил на нем с любовью - и ездил, бы, наверное, и сейчас, если бы я его не разобрал, готовя к реставрации, - смеется Виталий. - На тот момент я был совсем юным, не представлял себе всех сложностей и затрат - финансовых и временных. Мотоцикл до сих пор ждет своего часа - и обязательно дождется, потому что это история - она не должна пропасть.
Когда Виталий был в 9 классе, им с братом летом в деревне отдали старенькую "яву" и полный прицеп запчастей.
- За неделю мы привели мотоцикл в приличный вид, я его завел - и понял, что заболел мотоциклами на всю жизнь.
"Запчасти искал везде: по деревням, на барахолках, по интернету, у знакомых. У кого где что завалялось"
"Jawa" 350, которой сегодня гордится Виталий, выпуска 1973 года. Он купил его в 2003-м, будучи студентом: "за какую сумму, точно не помню, но тогда она была для меня довольно весомой".
Вот с чего все начиналось.
На "Jawa" установлен двухтактный мотор объемом 350 куб. см.
- Это его родной мотор, он сохранился, но был в очень плохом состоянии, пришлось восстанавливать. Буквально недавно сделал "капиталку", теперь обкатываю. Сам мотоцикл был ужасен: весь ржавый, коляска практически не сохранилась. Она не железная - легкая, из стекловолокна. Чтобы управлять мотоциклом с коляской, нужны определенные навыки, а ее, похоже, часто били. Если железо просто мнется, то эта коляска при малейшем ударе трескается, лопается - такая она и была, раздолбанная. Коляску я собирал из трех или четырех аналогичных. Искал долго, клеил...
Запчасти к своей ретро-"яве" Виталий ищет "везде: по деревням, на барахолках, по интернету, у знакомых - у кого где что на полке завалялось".
- Как восстановил, стало проще: на дороге люди реагируют с улыбкой, сами предлагают какие-то запчасти, которые у них лежат в гаражах и сараях с незапамятных времен. Поехал как-то на техосмотр, мужчина останавливает: "У меня к твоему мотоциклу новые цилиндры есть, надо?"
- Отдал или продал?
- Продал. Но за разумные деньги. Кстати, всегда на станциях диагностики вокруг мотоцикла собираются водители возраста моего отца. они с ностальгией рассматривают эту "Яву", им есть что вспомнить и рассказать, и эти истории всегда наполнены искренним теплом. Кстати, сам техосмотр всегда прохожу без проблем.
На мотоцикле нет указателей поворота, они не предусмотрены заводом-изготовителем, поэтому предупреждать о маневре Виталию приходится вытянутой рукой: "Все по ПДД!" Шлем, который мотоциклист надевает постоянно, "скорее, стильный - с точки зрения безопасности он, конечно, устарел".
- Для меня это мотоцикл выходного дня - я не езжу на нем постоянно, катаюсь в хорошую погоду исключительно ради позитива и настроения окружающих. Так что вопрос безопасности остро не стоит. Да и не гоняю. На спидометре максимальная скорость - 140 км/ч. На трассе он разгоняется достаточно динамично для своих лет, но сейчас мотоцикл проходит обкатку после "капиталки" двигателя - поэтому максимум 60.
Виталий очень расстраивается, что с заправок исчез Нормаль-80 - с каждым годом приходится идти на все большие ухищрения, чтобы примирить ретромотор с современными бензинами.
- Заправляю 92-м, но 40-летняя "ява" не рассчитана на такие бензины - мотор быстро перегревается. Он создан в годы, когда таких высокооктановых бензинов еще не было, по крайней мере для массовой продажи. Двигатель был рассчитан на 76-й и бензины с более низким октановым числом. Сейчас пришлось определенным образом подпиливать головки двигателя, чтобы уменьшить камеру сгорания.
Виталий рассказывает о том, что его ретробайк "постоянно предлагают купить небедные, судя по всему, люди - как память о молодости".
- Останавливаешься на светофоре, подъезжает машина, опускается стекло - и море эмоций в адрес мотоцикла. Просят: "Продай!" но нет, пока не могу - у истории нет цены, да и делал я его для себя, для эстетического удовольствия. Кстати, еще на послевоенном автосалоне в Париже такая "Jawa" за совершенные дизайн и техническую составляющую была удостоена первого места. Я считаю - вполне заслуженно, он и сейчас, на мой взгляд, совершенен.
...Пока мы разговаривали с Виталием, у мотоцикла притормозил Lexus. Опустилось стекло водительской двери - и мужчина лет 50, восхищенно цокая языком, поинтересовался: "Ваш? Продаете?" Получив отказ, оставил "на всякий случай - вдруг решите" телефон и, вздохнув, уехал.