Ученые нашли потенциальный строительный блок для жизни в марсианском метеорите, обнаруженном в Антарктиде. Части камня содержат богатые концентрации бора, который подозревается биохимиками в решающем воздействии на развитие рибонуклеиновой кислоты или РНК.
«Я читал, насколько важным бор мог быть в происхождении жизни, стабилизируя часть РНК», — говорит биолог Джеймс Стивенсон из Института астробиологии NASA.
РНК — это биологическая молекула, которая, по мнению ученых, была трамплином для развития жизни на Земле. Как и ДНК, то есть дезоксирибонуклеиновая кислота, развившаяся позже, РНК также может хранить и передавать информацию клеткам.
РНК состоит из трех основных компонентов — фосфата, рибозы, представляющей собой пятиуглеродный сахар, и нуклеотидов. Фосфаты и нуклеотиды уже находились в метеоритах ранее. Рибоза никогда не обнаруживалась за пределами Земли.
«Из трех частей, составляющих РНК, рибоза — самая сложная часть. Мы так и не смогли объяснить, как она могла сформироваться естественным образом».
В 2004 году химик Стивен Беннер совместно с Фондом прикладной молекулярной эволюции в Гейнсвилле предположил, что тайным сообщником рибозы был бор.
«Если кто-то полагает, что жизнь возникла из РНК, которая сформировалась до биологической жизни, мы не знаем других способов получения достаточного количества рибозы, кроме как используя бор», — сообщил Беннер.
«У бора уникальный размер, способный стабилизировать кольцевую структуру рибозы. Ни один другой элемент не показал такой же эффект».
После прочтения работы Беннера, Стивенсон спросил коллегу-геолога, анализировались ли марсианские метеориты на Земле на предмет наличия бора. Ответом было «нет», поэтому Стивенсону пришлось заняться вопросом самостоятельно.
Команда сорвала борный джек-пот в последние часы положенного времени, отведенного на работу на узкоспециализированном ионном микрозонде в Гавайском университете.
«У нас было четыре дня для работы на этой дорогущей машине, и первые 3,5 дня мы вообще не видели бор. Мы пробовали разные метеориты и щупали эти метеориты в разных местах. И только в последние часы внезапно выросла концентрация бора с 2-3 частиц на миллион до 200 частиц на миллион», — отметил Стивенсон.
«Это было сюрпризом для всех нас. Мы уже собирались сдаваться. Работали по 15 часов в день на этой машине и не нашли ничего. И только собрались уезжать, как получили этот результат — поэтому пришлось остаться и работать всю ночь».
В дальнейшем ученые планируют проверить, может ли земная глина с таким же количеством бора, как было найдено в метеорите, стабилизировать рибозу. Ведь далеко не секрет, что глина вполне могла стать основным катализатором развития жизни на Земле.