Фотограф-путешественник Амос Чаппл недавно был в Туркменистане с трехдневной транзитной визой и смог сфотографировать многие достопримечательности и памятники в Ашхабаде, столице и крупнейшем городе страны.
Туркменистан является однопартийной страной, бывшей советской республикой, которая управляется президентом, стоящим в центре культа личности. Чаппл рассказывает: «Дважды до этого я получал отказ в туристической визе, поэтому это было похоже на вход в запрещенную зону.
Когда мы въехали в Ашхабад, я предположил, что был какой-то праздник, так как улицы и все красивые парки были пусты. В той области, которую я посетил первой, было больше солдат, чем мирных жителей. Они патрулируют центр города и крайне нервно относятся к фотографам. Дважды солдат кричал на меня с расстояния, а затем подбежал и потребовал удалить фотографии». Ашхабад недавно попал в Книгу рекордов Гиннеса как город, имеющий больше всего зданий из белого мрамора в мире – 543 новых здания облицованы белым мрамором, общей площадью 4,5 миллиона квадратных метров.
Молодая пара покидает развлекательный центр Алем в Ашхабаде. Нынешний президент обладает историей побитых рекордов. В 2012 году колесо на вершине этого комплекса было занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое закрытое колесо обозрения в мире. Строительство этой структуры обошлось в 90 млн. долларов.
182-метровый Памятник Конституции в Ашхабаде, с теле-радиоцентром на фоне.
Одна из многих золотых статуй Сапармурата Ниязова, бывшего пожизненного президента Туркменистана, с ахалтекинскими лошадями, изображенными на вершине памятника, отмечающего 10 лет независимости. Выносливые пустынные лошади стали национальным символом Туркменистана и страстью нынешнего президента Гурбангулы Бердымухамедова. В своей книге «Полет небесных скакунов» Бердымухамедов сравнивает себя с благородной ахалтекинской породой в одной из наиболее странных цитат из книги: «Верхом на лошади, за штурвалом самолета и морского лайнера, за рулем мощного грузовика Гурбангулы Бердымухамедов не только демонстрирует замечательную физическую форму и высокий профессионализм в любом деле, он фиксирует в сознании людей образ современного сильного мужчины, который должен сделать многое. Он должен быть хорошо образованным, физически сильным и эстетически эрудированным». К сожалению для Бердымухамедова, фестиваль в честь лошадей в начале этого года, закончившийся захватывающим падением, был широко распространен на YouTube.
Путь здоровья Сердар, вьющийся в холмах к югу от Ашхабада. 8 км трек занимает видное место в ежегодной «Неделе здоровья» в стране. В 2000 году бывший президент Сапармурат Ниязов подал пример всему своему кабинету, подбадривая их, когда они двигались вверх по лестнице – сам он был доставлен наверх на вертолете.
Слева: теле-радиоцентр Ашхабада на холмах с видом на Ашхабад. Справа: пережиток советской эпохи, Сапармурат Ниязов был повышен в должности внутри коммунистической партии за его почтительное отношение (Москва волновалась по поводу националистических настроений в далекой республике Центральной Азии). После распада Советского Союза Ниязов оказался у руля независимого государства и в центре культа личности. Доходы от экспорта газа финансировали падение уклада в сторону более странной диктатуры – собаки были запрещены, больницы и библиотеки за пределами столицы были закрыты, а месяцы года были переименованы в честь членов его семьи.
Внутри отеля Огузкент в центре Ашхабада.
Слева: туркменская мать с ребенком укрывается от сильного ливня в столице. Почти все женщины носят традиционную туркменскую одежду, находясь в общественных местах. Справа: роскошная телефонная будка в центре города.
Мальчик выпивает стакан воды, который дала ему его бабушка при жаре 42C. Согласно одному из путеводителей «только безумцы или глубоко несчастные» остаются в Ашхабаде в самые жаркие месяцы июль и август.
Солдаты стоят по стойке смирно у основания памятника Конституции в Ашхабаде
Ровно выложенные напитки в магазине в центре Ашхабада. На главной улице столицы располагаются разнообразные магазины, которые были частью грандиозного архитектурного плана, но редко используются местными жителями. Повседневная жизнь при новом президенте легче, чем раньше, когда нехватка продовольствия была обычным явлением. «Мы, возможно, не всегда можем себе позволить купить это, но еда есть», – рассказал один из студентов.
Две молодые женщины пристегиваются в автомобиле в развлекательном центре Алем.