Палмер Лаки — молодой парень из Калифорнии, умный как сам черт и одержимый виртуальной реальностью. После собрания суровой коллекции лучшей техники, моделирующей виртуальную реальность, он понял, что ни на йоту не приблизился к Матрице. Что он сделал? Правильно, решил сам построить ее. Поприветствуйте Oculus Rift, устройство виртуальной реальности, о котором судачит мировое игровое сообщество.
Мы косвенно упоминали Oculus Rift как альтернативу тем очкам дополненной реальности CastAR, что разрабатывались в компании Valve, но позже вышли на самостоятельное обеспечение в Technical Illusions.
Rift буквально взлетели после того, как Лаки показал первый прототип легенде гейминга Джону Кармаку в прошлом году. Джон оценил их. Сильно. Он предоставил ранний прототип устройства журналистам — аплодируя самостоятельно — и предложил сделать Doom под Rift.
В то же время Лаки вывел Oculus Rift на Kickstarter. Проект привлек 9522 вкладчика и собрал 2,4 миллиона долларов — в десять раз больше, чем нужно было (250 000). Машина завертелась так быстро, что Кармаку пришлось объявить на QuakeCon: «Ребята, учтите, это не голодек».
Прежде чем мы дойдем до основного, давайте выясним, чем Rift не является? Rift — это не готовое для массового рынка устройство виртуальной реальности. Kickstarter — для разработчиков. Идея в том, что получив поддержку сообщества любителей поиграть, Oculus сможет начать создание хорошо совместимых с играми устройств для обеспечения максимального эффекта вовлечения в игровой мир.
Но несмотря на предупреждение Кармака, он сказал и следующее: «Ясень пень, что это устройство значительно превосходит все, что было до него». Другие профессионалы соглашаются с ним в том, что у Rift огромный потенциал. Его поддерживают тысячи разработчиков на Kickstarter, игровые компании вроде Epic Games, Valve и Unity, а также эта 90-летняя старушка.
Чем Rift отличается от предыдущих попыток создать шлем виртуальной реальности?
Вместо 30- или 40-градусного поля обзора (экран с краями), Rift предлагает 110-градусный обзор. Нет никаких краев у изогнутого 7-дюймового дисплея Rift с разрешением 1280 на 800 пикселей. Экран разделен пополам, снижая разрешения на глаз до 640 на 800 пикселей, но позволяя миру формироваться стереоскопично — для создания трехмерной картинки. Вы полностью погружены в игровой мир.
Устройство использует гироскоп, акселерометр и магнитометр, чтобы перевести движения головой в изменения перспективы в виртуальном мире. В прошлом большая задержка или частота отражений физических движений в виртуальные были существенными ограничителями. Кармак верит, что «волшебным числом для погружения в виртуальный мир» будет 20-миллисекундная задержка. Если быстрее — люди не смогут обнаружить задержку.
Задержка Rift, которая происходит между движениями головы и отображением их в игре, снижена до 2 секунд, благодаря отдельному чипу (в отличие от ранних прототипов). Но общая задержка по-прежнему выше 20-миллисекундного порога, в значительной степени из-за того, сколько времени нужно LCD-дисплею для обновления картинки. Улучшение технологии экрана, дешевизна и меньший форм-фактор, скорее всего, в ближайшие годы благоприятно скажется на показателе задержки.
Разрешение, как отмечают, это большой недостаток Rift. Кроме того, устройство работает только с движениями головы, но не со всем телом. Если вы пошевелите рукой в реальном мире, вы не увидите это в виртуальном.
Но ничто пока не является непреодолимым камнем преткновения. Компактные дисплеи постепенно выходят на большой уровень разрешение с понижением цены.
Что касается отслеживания движений тела, хоть Кармак и говорит, что старая Kinect работает с большой задержкой, возможно, Kinect 2 будет работать лучше. Или же технология отслеживания жестов Leap Motion отлично впишется в пару очков виртуальной реальности.
Трудно сказать «нет», если вам предложат привезти Oculus Rift на дом. Однако нет пока ничего по поводу пользовательской версии. Только «мы работаем без выходных, чтобы сделать ее доступной как можно скорее». Компания направила 6000 комплектов разработчикам и еще 1500 к концу мая. Скорее всего, все важные фазы разработчики пройдут к концу года. А потом… Потом все мы будем там — в виртуальной реальности.