Про границу Бенина и Нигерии тоже было много страшилок. Главная из них: «Еще ни один человек не проезжал границу без взятки». Мы прошли без взяток, если не считать двух сигарет. Причем особо никто и не вымогал. Руководитель службы протокола ловко справляется со всеми жуликами на таможнях.
Вчера случился небольшой пожар – сгорел китайский инвертор. Едем мы спокойно, никого не трогаем, как вдруг раздается какой-то страшный скрежет, из инвертора вырывается пламя и весь салон машины заволакивает дымом. Хорошо, что не загорелся мусор и пакеты, лежавшие на полу, а то не было бы сейчас одного Дефендера.
Выезжаем из Бенина на границу с Нигерией.
Платная дорога.
Граница с Нигерией действительно похожа на филиал ада, даже по африканским меркам. Начинается все километров за 5 до границы. Огромная, бесконечная очередь из грузовиков. Такое впечатление, что стоят они тут месяцами.
Легковушки и мотоциклы пропускают довольно быстро. На границе хаос. Мне это очень напомнило границу Турции и Ирака, где я провел целый день в адских очередях.
А теперь представьте границу, которую переходят примерно 5-8 тысяч человек в час. Это фуры, легковые автомобили и сотни мотоциклов. Теперь представьте себе поле фестиваля «Нашествие» после дождя, помните эти кадры с грязью по колено? А теперь еще представьте какую-нибудь загруженную улочку в перенаселенном азиатском городе. Вот если все это смешать – получится граница Бенина и Нигерии. Ужасная грязь и неразбериха, тысячи людей с тюками как муравьи идут только им понятными тропами. Нет никакой инфраструктуры – все делается на коленках. Огромные очереди, куча торговцев, которые продают все, от поддельных ремней до контрабандного бензина. Вот это будет граница с Нигерией.
В форму пограничника входят резиновые сапоги. В перерывах между проверкой документов можно побриться.
В Нигерии живет 175 миллионов человек, это больше чем в России. Это сразу чувствуется, машин на улицах в разы больше, чем у соседей, всю дорогу от границы до города идут какие-то постройки.
До крупнейшего города Нигерии, Лагоса, ехать около 100 км. На этом расстоянии на дороге мы проходим через 17 (!) блокпостов. Останавливают постоянно – полиция, военные, какой-то санитарный контроль. Иногда доходит до смешного и посты стоят просто через 50 метров. Это сильно тормозит движение Прибавьте к этому разбитые дороги.
На подъезде к Лагосу начинаются пробки. Пробки – главная достопримечательность двенадцатимиллионного города.
Стоит все. 30 километров до отеля мы едем 4 часа.
Причин для пробок много – разбитые дороги, куча маршруток, которые останавливаются где хотят, полнейшее несоблюдение ПДД, ломающиеся грузовики и т.д.
Насмотревшись на всю эту красоту понимаем, что в центр города мы не попадаем. Для этого надо выделить отдельный день.
Город выглядит так.
Вдоль обочин продают собачек.
В аэропорту нельзя сидеть на парапете. При этом в здание никого не пускают и все встречающие стоят на улице.
В Нигерии решили взять охрану, чтобы хоть как-то нагнать график. Путешествие с охраной имеет ряд преимуществ. Во-первых, это красиво…
Во-вторых, тебе перекрывают все дороги и ты едешь быстро, без пробок, без остановок на блок-постах и промедлений. В-третьих, тебя никто не похитит, не будет вымогать у тебя взятки и разводить. Одни плюсы. Из минусов – цена. Охрана на день стоит 2500 долларов. Это 2 полицейские машины и 7 вооруженных человек. Одна машина едет впереди, вторая замыкает колонну. Вот наша охрана в полном составе. В рубашках водители.
В Нигерии к нам присоединился Юрий Кокуш из Асфалайта. Он привез вертолет, который мы потеряли в Марокко. Лучше поздно, чем никогда. Вертолет проделал сложный пусть из Питера в Нигерию через Москву, Нью-Йорк и Лондон. За это время его успели немного помять в багаже, так что пока запустить его не удалось. Но Реснянский обещает все поправить в ближайшие дни и все-таки порадовать зрителей африканскими пейзажами с высоты птичьего полета.
С утра в Лагосе даже нет пробок… но уже есть все предпосылки к их появлению. Вдоль обочин стоит много людей, все они ждут маршрутки которые через несколько часов забьют все дороги.
Справа сотовая вышка, замаскированная под пальму. На многой уличной рекламе логотипы и контакты перечеркнуты красными крестами. Когда заканчивается срок размещения рекламы, ее часто не снимают, а просто закрашивают логотип и контакты рекламодателя.
В Нигерии дешевый бензин по африканским меркам. 20 рублей за 92 и 30 рублей за литр ДТ. Из Нигерии контрабандный бензин доставляют во все соседние страны.
В Нигерии уникальное движение. Можно ехать по любой полосе. Если водитель видит впереди пробку, он выезжает на встречку, даже если встречный поток разделен барьером.
Это часто приводит тому, что встречные потоки замыкают друг друга и вся дорога встает в мертвую пробку. Вот смотрите, обе полосы широкой дороги едут в одну сторону. Где-то впереди также стоят встречные машины с двух сторон. Никто не соблюдает никакие правила. Такого хаоса на дорогах я не видел ни в одной стране мира.
[/center]