азалось бы, какой предмет автомобильного интерьера более функционален, чем руль? Он должен быть не красивым, а удобным – чтобы водителю было комфортно и безопасно ездить. Но у дизайнеров свой взгляд на вещи. «Мотор» вспомнил одиннадцать самых причудливых автомобильных рулей всех времен.
Концепт-кар Maserati Boomerang, созданный Джорджетто Джуджаро в 1971 году, выглядел очень круто: он получил клиновидный кузов по последней моде, стеклянные вставки в дверях и на крыше, плюс чудаковатые колеса. Но обо всем этом можно было забыть, стоило лишь заглянуть в салон.
Четырехспицевая «баранка» Maserati Boomerang имела неподвижную ступицу, как на машинах Citroen C4 предыдущего поколения. Только в ней была не подушка безопасности и кнопки управления громкостью «музыки», а ансамбль из пяти приборов, кучи контрольных ламп, рычажков и переключателей.
В первом прототипе, 1971 года, все это выглядело совсем не функционально. Но спустя год, к Женевскому автосалону 1972 года, Maserati Boomerang стал вполне рабочим автомобилем: его даже сертифицировали для использования на дорогах общего пользования и позже продали неизвестному коллекционеру. «Начинка» руля в этой машине немного изменилась, но его вид наверняка «штырит» владельца до сих пор.
Поиграться с формой спиц руля – дело святое. Некоторые компании, типа «Ситроена», обожали схему с одной спицей, кто-то предпочитал две, три или четыре, однако принцип симметрии соблюдался всегда. Но Subaru – компания необычная.
Расположенные в форме бумеранга (пистолета, трубы, круассана – кому как больше нравится) спицы смотрелись не ахти, но неплохо дополняли интерьер с приборной панелью, больше похожей на компьютерную игру тех лет, и формами, которые отлично смотрелись бы в боевике про будущее.
Стилисты Nissan при создании чудо-пикапа Nails решили не мудрить с формой спиц. Они их просто не стали делать! Так появилось на свет это резиновое недоразумение, по форме больше напоминающее ядовитый гриб.
Сам концепт тоже имел безумный дизайн – чего стоит раздвижная металлическая «скамейка» вместо кресел! Впрочем, про сам автомобиль мы писали совсем недавно.
Без спиц, так без спиц – еще один, не менее безбашенный прототип. Но уже от марки Citroen.
У французского концепта Osmose руль – не совсем руль. Скорее, это большой экран в ретро-стиле, который водителю надо крутить.
Разработчики предположили, что на руль-экран можно выводить массу информации: скорость движения, навигацию и трафик, информацию о погоде, картинки с камер заднего вида (они заменяют зеркала) и даже данные о… случайных пассажирах! Ведь концепт Osmose с внешностью самоходной палатки – это машина про будущее, в котором криминал и расизм побеждены, все друг друга обожают, а водитель любой машины с удовольствием подвозит по дороге незнакомых людей.
Нужно человеку, чтобы его подбросили – он нажимает на кнопку смартфона, сигнал идет водителю ближайшего «Ситроена» и его тут же берут на борт. Заодно можно и познакомиться. Правда, ситроеновцы почему-то решили создать между людьми барьер, предлагая водителю и пассажиру не заходить слишком далеко, а ограничиться только виртуальным рукопожатием – для этого надо дотронуться до нарисованной на руле ладошки.
В 1980 году встроить в руль сенсорный экран было затруднительно, поэтому создатели концепт-кара Lancia Medusa решили заменить его кнопками. В руль прототипа поместили все, что только смогли: часы, клавиши управления светом, стеклоочистителями, аудиосистемой и даже климатической установкой. Считаете, что у современных «Ситроенов» много кнопок на руле? Ха!
В остальном, кстати, концепт от Lancia вполне традиционен: это был построенный на базе модели Montecarlo пятидверный хэтчбек в уже не очень актуальном клиновидном стиле. Который, впрочем, отличался крайне низким для своего времени коэффициентом сопротивления Cx 0,263. «Дизайнили» Lancia Medusa в ателье Italdesign.
Двумя годами позднее то же самое ателье – видимо, так и не избавившееся от навязчивой идеи запихнуть в руль как можно больше кнопок – представило концепт Lancia Orca. Это тоже был пятидверных хэтчбек с обтекаемыми формами, но на этот раз в его основе лежали агрегаты Delta Integrale.
Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx был еще ниже – 0,245, но кнопок на руле было меньше: например, управление аудиосистемой Sony переместили на отдельный пульт справа от приборной панели, а часы заняли место слева. Зато сама приборная панель получилась настолько чудной, насколько это себе только можно представить: человека, который ее видел, уже ничем не удивишь.
Ничем? Ну разве что рулем от футуристичного концепта Pontiac Pursuit 1987 года. Его руль больше напоминал джойстик от игровой приставки, только кнопок на нем было больше: имелась даже полноценная телефонная клавиатура. Ведь в машине была (точнее, предполагалась) и сотовая связь, и возможность отправлять текстовые сообщения.
Кстати, этот руль не имел прямой связи с колесами: за повороты отвечали электромоторы, причем поворачивали они все четыре колеса разом.
Запуская полулюксовую марку Edsel в конце 1950-х годов, концерн Ford решил сделать ставку на дизайн и разнообразные «фишки». Но в итоге автомобили Edsel потерпели полный крах – свежеиспеченный бренд не продержался на рынке и трех лет.
Машины Edsel выглядели отвратительно. Не лучше дела были и в салоне: чего только стоит вращающийся куполообразный спидометр или руль с неподвижной ступицей, внутри которой находились клавиши переключения режимов автоматической коробки передач! Такой механизм был и неудобным, и ненадежным.
Концепт-кар Ford Interceptor, представленный в 2007 году на автосалоне в Детройте, – очень красивый автомобиль. Здоровенный седан сделан в нарочито грубом стиле: у него капот длиной в километр, максимум квадратных форм и минимум округлостей. Рядом с ним грозный Chrysler 300C – дворовая шпана.
Правда, потом дизайнеров понесло. Они решили сделать квадратным абсолютно все! В интерьере – одни квадраты: и приборы, и вставки на сиденьях, и кулиса рычага КП, и даже руль (не только сам, но и его ступица). Удивительно, как логотип «Форда» оставили овальным.
Еще один «квадратиш-практиш» – на этот раз баварский. Концепт-кар BMW Z22 публика восприняла крайне негативно. Дело было не в том, что он был очень некрасивым, и не в том, что он был странно-однообъемным. Причина была в том, что он был переднеприводным, а это до прошлого года было нонсенсом. Но нас пока интересует только его руль.
Помимо своей извращенной формы, он мог похвастать встроенным дактилоскопическим сенсором (ключа у машины не было) и множеством разных клавиш: они управляли коробкой передач, системой проецирования на лобовое стекло и еще миллионом других функций.
Возрожденная голландская марка Spyker в 2000 году разразилась суперкаром C8. Технически в нем не было ничего примечательного: алюминиевый кузов, 400-сильный мотор V8 от Audi. Изюминкой машины из страны разврата и тюльпанов был дизайн, а особенно крутым получился интерьер.
Каждая его деталь была сделана, как произведение искусства. Даже педальный узел и открытый напоказ механизм привода коробки передач уже тянули на то, чтобы занять свое место во дворце королевы Нидерландов. Ну а четырехспицевый руль с изысканной кожаной отделкой с заклепками был просто божественен. И пусть в нем не было подушки безопасности: если и умирать – то только в таком салоне!