На этот раз работник парикмахерской рассказал о деталях своей работы.
Если вам интересно, что и как происходит в парикмахерских салонах,
обязательно читаем далее интересный рассказ от первого лица.
О работе
Я работаю в довольно дорогом салоне и опыта работы в обычной подвальной парикмахерской у меня почти нет.
Лет пять назад несколько месяцев работал у армян возле метро «Водный стадион», пока ещё ничего не умел.
Теперь в центре, стригу богатых бездельников и бизнесменов.
Конечно, у меня остались старые клиенты, которых я по дружбе могу подстричь у себя дома.
Они часто дают телефон своим знакомым, иногда даже приходится отказывать: не круглые же сутки мне возиться с ножницами.
Стрижка дома у знакомого мастера — вообще идеальный вариант.
Это гораздо дешевле, можно поболтать и показать в интернете фотографию того, на кого вы хотите быть похожим.
Так что мой совет: поспрашивайте знакомых, найдите хорошего мастера, подружитесь с ним и никуда не отпускайте.
Сэкономите кучу сил, нервов и денег.
Друзей и красивых девушек я стригу бесплатно, хотя вообще-то я мужской мастер, из женских причёсок могу делать только самые простые.
Иногда предлагаю девушкам сделать какой-то мужской вариант — получается интересно.
Я бы, конечно, с удовольствием работал в настоящем барбершопе, как в фильме «Человек, который знал всё».
Чтобы там можно было курить, обсуждать политику и пить кофе и чтобы мальчишки приходили бриться под машинку с мамашами.
И чтобы не было сисястой девушки со стервозными глазами на ресепшене. Когда я путешествовал по Америке, насмотрелся таких мест.
У нас такого нет и в ближайшее время не будет: есть попытки что-то подобное сделать, но получается как-то вычурно и искусственно.
О клиентах
Я, слава богу, стригу мужчин. Никакого сексизма, но с ними проще: если человек недоволен, он объясняет, чем именно, и просит исправить,
а не устраивает истерику с угрозами подать в суд, как некоторые дамы.
С другой стороны, мужчины не так ценят работу парикмахера: было бы на голове аккуратно, а стрижёте вы горячими ножницами или холодными,
им обычно всё равно.
Женщины, наоборот, привыкают к парикмахеру, иногда доходит до смешного: я знаю одну тётку,
которая заставила мужа переехать из Москвы в Нижний Новгород, потому что туда уехал её любимый парикмахер.
Зато и платить за причёску женщины готовы совершенно бешеные деньги.
Мужчина, как бы богат он ни был, не станет платить парикмахеру тысячу долларов за полчаса работы
— совершенно реальная история, одному моему приятелю столько платит какая-то олигархическая тётка за то, что он ей поправляет чёлку раз в месяц.
О моде
В последние годы люди начинают понимать, что внешний вид зависит не только от цены галстука. Слава богу,
уходит в прошлое — во всяком случае в Москве — причёска а-ля Чичваркин.
С одной стороны, я рад этому как профессионал, с другой — выше требования к парикмахеру.
Раньше можно было сделать сложное лицо и сказать что-нибудь про общеевропейские тенденции, и клиент считал тебя крутым стилистом.
Теперь, чтобы найти хорошую работу и, главное, хорошую клиентскую базу, надо много работать и много учиться.
Для меня самой сложной остаётся ситуация, когда человек говорит: «Мне нужен творческий беспорядок на голове».
Сделать так, чтобы голова была взъерошенной, как у сумасшедшего математика, труднее всего.
Ну а самое простое — стандартное хипстерское «выбритые виски и подлиннее наверху».
Самая крутая причёска для мужчины, хотя мало у кого достанет мужества её носить, — это очень аккуратно подстриженные волосы и пробор,
как у щёголей начала прошлого века. Это убийственно круто, но для этого надо быть, конечно, настоящим аристократом.
Как, впрочем, и для того, чтобы носить бороду.
О салонах
Самое распространённое заблуждение по поводу стрижки и бритья — это то, что дороговизна даёт гарантию качества.
В довольно дорогой «Персоне» вас подстригут гарантированно плохо, в Toni & Guy тоже могут ошибиться.
В новомодном Chop-Chop стригут неплохо, но, на мой вкус, довольно шаблонно.
Остальные новоявленные псевдобарбершопы не буду даже обсуждать.
Главный секрет заключается в том, что идти надо не в тот или иной салон, а к конкретному мастеру.
А хороший мастер может работать в подвале соседнего дома. Здесь та же история, что и с алкоголем:
дорогущее шампанское может быть ни к чёрту, а купленное в пластиковой бутылке вино — очень хорошим.
Это приятно и правильно, что в последнее время заметен такой всплеск интереса к моему ремеслу,
но идти сразу в те места, про которые все вокруг говорят, не стоит. Начните с ближайшей парикмахерской:
может, там работает талантливый самоучка, который будет вас стричь ещё 15 лет.
Мне вот самую лучшую стрижку в жизни сделали в маленьком салончике на окраине Барселоны.
А в придачу напоили вином и показали лучший бар в городе. Это, кстати, ещё один добрый совет
— стригитесь в поездках за рубеж, хотя бы из страноведческого интереса.
О зарплате
Я зарабатываю около 80 тысяч: семьдесят — моя зарплата в салоне и десять-двадцать в месяц набегает за стрижки дома.
По московским меркам это хорошая зарплата, хотя я знаю людей, которые получают существенно больше.
Они в основном готовят моделей к показам, официантов к важным приёмам и так далее.
С другой стороны, они, как правило, старше, опытнее и известнее меня, так что жаловаться тут не на что.
Не знаю, какая самая маленькая зарплата у парикмахера в Москве.
Когда я начинал работать в подвальной парикмахерской, мне было 23 и я едва умел держать ножницы в руках, мне платили 12 тысяч.
Зато меня научили каким-то базовым вещам, за обучение которым другие люди платят бешеные деньги
на разных курсах парикмахерского искусства, которые в последнее время расплодились по всей стране.
Об обучении
В Москве сейчас работает не меньше сотни разных парикмахерских курсов.
Наверное, среди них есть и хорошие, но, судя по рассказам, таких очень мало. А самое-самое крутое — это St. Martins в Лондоне,
но туда очень сложно попасть, даже если есть деньги. У меня там знакомая училась — очень тяжело и вообще ни на что не остаётся времени.
Она за два года учёбы не успела даже в Музей мадам Тюссо сходить. Зато с дипломом St. Martins возьмут на работу вообще куда угодно во всём мире.
В Москве приличными считаются курсы Toni & Guy, академии «Долорес» и Pivot Point,
но это, опять-таки, со слов других: сам я учился на собственных ошибках.
Не уверен, что это худший вариант. Это всё равно что идти учиться в художественный вуз или работать в мастерской у известного художника:
ещё неизвестно, что окажется эффективнее.