Мы, люди, считаем себя существами совершенно особыми, намного более высокоорганизованными, чем весь остальной животный мир. Между тем у нас гораздо больше общего с братьями нашими меньшими, чем нам представляется.
Вот чем мы от них так уж отличаемся? Математика? Обезьяны с ней тоже неплохо справляются. Использование орудий труда? Это умеют даже птицы. Культура? Увы, у шимпанзе она тоже имеется.
Здесь вы найдёте ещё кое-какие общие черты, о которых, скорее всего, раньше и не подозревали:
Уши как у кузнечика
Человеческое ухо имеет сложное строение, позволяющее превращать звуковые волны в такие механические вибрации, которые наш мозг в состоянии обработать. Всё то же самое, как выяснилось, происходит у кузнечиков углокрылых. Согласно результатам исследования, опубликованного 16 ноября 2012 года в журнале Science, уши этого насекомого устроены практически так же, как и человеческие, включая барабанные перепонки, системы слуховых косточек и заполненные жидкостью полости. Уши кузнечиков чуть-чуть проще наших, но зато они могут улавливать намного больше звуков.
Способность говорить как у слонов
В области использования языка бесспорное преимущество остаётся за человеком (по крайней мере, насколько нам известно), но даже слоны могут воспроизводить звуки, похожие на человеческую речь. Один слон из зоопарка Южной Кореи, например, наловчился использовать для этого хобот и горло. Он может произнести «хелло», «хорошо», «нет», «садиться» и «лежать» – на корейском языке, разумеется.
Вряд ли слон понимает, что означают эти слова. Учёные считают, что он смог им выучиться, потому что в возрасте от пяти до двенадцати лет не видел себе подобных и общался исключительно с людьми.
Гримасы как у мыши
У вас меняется выражение лица, когда вы испытываете боль? Вот и мышей тоже. В 2010 году исследователи из Университета Макгилла и Университета Британской Колумбии (Канада) обнаружили, что мыши, когда им больно, делают примерно такие же «гримасы», что и люди.
Исследователи пояснили, зачем им это нужно – зная, когда лабораторные грызуны испытывают боль, они смогут избежать причинения им мучений без особой на то необходимости.
Бормотание во сне как у дельфинов
Французские учёные записали неестественные для морских млекопитающих звуки, которые они издавали поздно ночью. Пять дельфинов, живущих в морском парке во Франции регулярно слушали днём в записи «песни китов» (звуки, издаваемые китообразными для общения). А ночью, они подражали этим звукам, и учёные считают это формой бормотания во сне, аналогичной человеческой.
Строительные навыки как у осьминогов
Осьминог короткорукий использует скорлупу кокосового ореха, чтобы соорудить себе мобильный домик. Когда ему захочется попутешествовать, он складывает скорлупу в стопку, как тарелки, захватывает их своими щупальцами и отправляется в путь по океанскому дну.
Движения как у змеехвостки
Организм, меньше похожий на человеческий, чем у змеехвостки, трудно даже вообразить. Это существо напоминает морскую звезду, у него нет даже центральной нервной системы. И, тем не менее, это пятирукое чудо передвигается с координацией, очень напоминающей походку человека.
Тело змеехвостки обладает радиальной симметрией, то есть её можно разделить на две идентичные половины несколько раз, проводя воображаемые линии через щупальца и центральную ось. У человека и других млекопитающих, для сравнения, тело обладает зеркальной симметрией: разделить нас на две одинаковые половины можно только одним способом – проведя воображаемую линию вдоль тела.
Большинство существ с радиальной симметрией передвигаются очень мало, а если и передвигаются, то вверх-вниз – как медуза, которая «проталкивает» себя сквозь воду. А змеехвостки перемещаются вперёд, перпендикулярно осям своего тела – этот навык мы привыкли считать закреплённым за зеркально симметричными существами.
Мозг как у голубя
У игроков, просаживающих деньги в Вегасе, есть кое-что общее с обычными голубями. И это не только пристрастие к блестящим предметам. И те и другие готовы рискнуть тем, что имеют, ради того, чтобы (может быть!) получить большой куш.
Во время научного эксперимента 2010 года голубям предлагали выбор: между кнопкой, нажатие на которую гарантирует маленькую, но 100-процентную награду и другой, которая ничего не гарантирует, но изредка нажав на неё можно было получить более крупную награду. Голуби выбирали второе.
Сомнительное решение может объясняться желанием ещё раз пережить удивление и радость от неожиданно выпавшей удачи. У азартных игроков, считают учёные, срабатывает тот же механизм.