Большой и очень интересный репортаж о строительстве первой очереди Московского метрополитена.
Автор попытался максимально подробно описать фотографии, которые сейчас перед вами.
Далее весь текст авторский:
Несколько лет назад ко мне в руки попала пачка старых фотографий из редакции газеты «Метростроевец».
Они были отсканированы и надолго похоронены на жестком диске. Теперь я вам их покажу. Десяток фотографий было подписано
с обратной стороны. Ещё на некоторых можно угадать, какой объект на них изображен или чем заняты метростроевцы.
А на некоторых невозможно определить, где низ, а где верх. Но к каждой я постараюсь дать хоть какой-нибудь комментарий.
Затопленный ствол. Могу предположить, что это шахта №20 (— Товарищи… Двадцатую шахту затопило… Энергии нет, насосы не работают. Вода стремительно прибывала. 20-я проходилась забивным металлическим шпунтом, и вода шла по нему с большой быстротой и силой.), но по факту мы видим затопленный ствол с уходящей вниз лестницей.
Кессонные аппараты. На заднем плане здание с табличкой: «Парикмахерская №3. *-* треста сокольнического района».
Там же. На переднем плане можно угадать воротник шахты.
Ну да, это шахта. Рабочие возятся с кессонным аппаратом.
Судя по пару и металлическому шпунту, это копер для его забивания.
Окаменелость.
Какие-то работы в стволе. По нынешним меркам ТБ, конечно, аховая - у рабочих отсутствовали даже каски. Но для тех времен это считалось вполне приемлемо.
Кажется, опять забивание шпунта. Напомню, что технологий проходки стволов существовало тогда очень много. В том числе, и забивание шпунтом по контуру, и выемка грунта.
Вагонетка в клети наверху копра. На улице, судя по сосулькам, холодно.
В забое штольни.
Штольня.
Судя по кружалам на переднем плане, это подготовка калотты к бетонированию.
Деталь кессона.
Старый фотошоп. Видимо, монтаж для верстки.
Из фото вырезали нужное, накладывали на белую бумагу и переснимали снова.
Кессонные аппараты, установленные в шахте.
Ещё одна окаменелость.
В стволе. Слева - большой резервуар (скорее всего, для сжатого воздуха), справа - какой-то насос. Может быть, водоотлив.
Компрессор. Американский. На нем написано: «CHICAGO PNEUMATIC TOOL»
Замок свода. Что самое интересное, сделан он из камня, а не из монолитного бетона.
Домкрат с бревном.
Вынутая порода?
Непонятно, где тут верх, и для чего предназначена эта конструкция. Какие-то забитые клинья в металлические трубки.
Кажется, что это уже раскрытая калотта, но ещё не забетонированная.
Радиатор?
Шахта на улице.
Водопонижение?
Какие-то радиаторы.
Ствол шахты. Обратите внимание на трещину в бетоне, отмеченную стрелками.
Судя по всему, это бетонирование перемычки в стволе между зонами высокого и обычного давления. Наверх торчит труба кессона. Сам аппарат, где происходит компрессия и декомпрессия, будет находиться сверху. Помните те большие бочки с фото №4?
Расстрелы повело. Вернее, их сдавливает горным давлением.
За расстрелом стоит человек. Обратите внимание на масштаб.
Руддвор шахты и выдача породы в байде наверх?
Кажется, сориентировал правильно.
Установка радиатора.
Доводка кувалдометром.
Радиатор почти собрали. Не знаю, для чего он. Может, система заморозки на шахте №18 или часть любой компрессорной станции?
Надпись на обороте говорит, что на фотографии запечатлен монтаж какого-то кольца 18-й шахты. Скорее всего, имеются в виду два кольцевых контура для заморозки. Кстати, посмотрите на лестницу вниз: никакой страховки и колец за спиной.
Оборот: Шахта 20. Сборка металлического шпунта в забое шахты.
Оборот: Замок свода.
Оборот: Шахта 18. Сегменты ножа.
Оборот: Образцы вынутой породы.
Подпись на обороте нечитаема, но понятно, что это лебедка клетьевого подъема. Кстати, и спустя 80 лет вагонетки считают так же, как и тогда - палочками, втыкаемыми в доски.
Оборот: Шахта 18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты.
Оборот: Шахта №18. Распалубка форшахты.
Оборот: Шахта №18. Горизонтальное бурение.
Оборот: ш. 23. Установка арматуры ж. б. оболочку кромки **** шахты. Снято 29 IV 33 г.
Оборот: Шахта 18. Грейфер в раскрытом виде.
Эта фотография оказалась в той же пачке, но на ней точно изображено строительство второй или более поздней очереди, т.к. перегонных тоннелей из чугунных тюбингов на первой очереди нет.