Природную красоту, формируемую узорами мальдивских рифов на синей глади океана, немыслимо охватить, находясь на уровне моря — это почти как разглядывать шедевры в Лувре, уткнувшись в них носом. Здесь необходимо отстраниться от картины, возвыситься над ней и только тогда божественные мазки кистью гармонично образуют шедевр и один атолл уже не кажется чем-то бесформенным, а представляет картину из сотен рифов с округлыми бирюзовыми лагунами и золотистыми пляжами.
Для тех, кто желает отдохнуть в отелях, расположенных на удалении от международного аэропорта, незабываемые ощущения включены в программу. Из сотни отелей, всего только около 1/3 расположена в радиусе 50 км от столицы на атоллах Северный и Южный Мале, остальные отели построены на островах соседних атоллов, и если вы планируете жить в отеле на атоллах Баа, Лавиани, Ари и некоторых других, то перелет на небольшом гидросамолете вам обеспечен.
Аэропорт гидросамолетов делит один остров вместе с международным аэропортом и находится аккурат через летное поле, в центральной лагуне. Прилетающих туристов чек-инят на местный перелет и наземным транспортом доставляют к одному из двух пунктов базирования гидросамолетов. Две конкурирующие компании Maldivian Air Taxi (красно-белые) и Trans Maldivian Airways (желто-синие) делят рынок перевозок и имеют контракты с определенными отелями.
В наш отель летел Maldivian Air Taxi – датская компания, оперирующая на рынке Мальдив. С виду она побольше конкурента и явно имеет большую часть бизнес-перевозок, на рынке с 1993 года. Считается крупнейшим в мире оператором гидросамолетов в мире.
По приезду в терминал вылета, гостей встречает зал ожидания, небольшое кафе, туалеты и все, что необходимо чтобы скоротать часок-другой в ожидании посадки.
У ряда дорогих отелей (таких около 10) присутствуют свои эксклюзивные зоны ожидания для гостей.
У сети отелей Four Seasons очень симпатичный лаунж — просторный, располагающий приятным глазу интерьером, и расслабляющий легкой музыкой и нежно холодящим кондиционером. Предубедительный консьерж в униформе убаюкивающим голосом озвучивает возможности, скрашивающие ожидание вылета, и после его речи остается впечатление, что этот мальдивец явно обладает талантом распорядителя церемонии по превращению обычно томительного времени ожидания в радующую часть отдыха.
Одна из особенностей отеля Four Seasons, а также региона Мальдивы в общем, — установление своего времени на курорте, отличного от национального времени. Иногда это полчаса, в нашем случае был час, а бывает, что курорт/судно живет на полтора часа впереди. Это делается для того, чтобы гости ухватили больше светового времени на отдыхе. На экваторе день/ночи равны, примерно по 12 часов, соответственно рассвет около 6 утра, закат около 6 вечера, на отдыхе мало кто встает в 6 утра, поэтому время гостям и сдвигают — встал в 9:00 утра, а по солнцу как будто бы в 8:00 и образовался лишний час позагорать.
Уютный семейный уголок в Four Seasons Lounge для ожидания воздушного трансфера. Надо сказать, что воздушный трансфер — это не обычный трансфер, когда встречающий тут же сажает вас двоих в авто и везет в отель, самолетов на двоих по разумной цене нету. Авиакомпания консолидирует на рейс группу пассажиров, мало того, что собирает тех, кто в один отель с вами, так еще и в соседние отели тоже. Поэтому среднее время ожидания около часа-двух и наличие под рукой туалета, напитков/закусок, библиотеки и Wi-Fi приходится кстати.
В непосредственной близости базируется весь воздушный флот компании, от берега отходят полоски плавпричалов и похожие друг на друга гидропланы слегка покачиваются, колыхаемые ветром.
Над комплексом аэропорта возвышается авиадиспетчерская башня, время от времени садятся и взлетают большие самолеты.
Удалось понаблюдать за капитаном, по-видимому, проводившим плановый предполетный осмотр. Он деловито прохаживался по вдоль машины, подергал за закрылок, энергично попрыгал на поплавке, проверил натяжение каких-то тросиков, что-то нажал и затем открыл круглую дверь и вошел внутрь, через мгновение открыл вторую почему-то квадратную дверь и вышел наружу, листая какой-то журнал и далее в таком духе. Все по системе, чувствуется, что работают европейцы.
Все самолеты однотипные – канадские DHC-6 Twin Otter на 19 пассажиров, Мальдивы – вообще мировой чемпион по применению этой модели самолетов. В сумме у обеих мальдивских компаний работает около 50 машин, перевозящих примерно 2000 человек в день. В салоне самолета – два ряда кресел с проходом между ними, слева по одному и справа по два сидения. Багаж засовывают в хвост самолета, ручную кладь забирают туда же, позволяя оставить мелкую женскую сумочку или фотокамеру. Кабина пилотов сообщается с салоном и их манипуляции можно наблюдать через открытый проем.
Вид из салона.
Полетная шпаргалка на штурвале, я приблизил фокусом, ожидая увидеть что-то типа “на себя-вверх, от себя-вниз”, но нет, все серьезно. Operational flight plan с маршрутом, данным по дистанции, топливу, весу, пассажирам. Как видно, маршрут включает несколько отелей сразу, меньше повезет тем, кто до прибытия на свой остров совершит несколько посадок/взлетов.
Взлетаем очень мягко и незаметно. Шум турбо-витновых двигателей равномерный и достаточно громкий, желающим выдают беруши.
Все, набрали высоту, по ощущениям 700-900 метров, движемся со средней скоростью 250 км в час.
До нашего отеля Four Seasons Landaa Giravaru от Мале – 130 км, итого где-то около 40 минут лету через акваторию атоллов Северный Мале/Баа и широкий пролив между ними. Примерно полпути будет пролегать над красивыми рифовыми системами разной степени округлости, они называются фаро (faro) и похожи на такие микро-атоллы. Если сам огромный атолл имеет диаметр 35 км и его очертания трудно уловить без достаточного удаления, то узоры из многочисленных фаро по периметру и внутри лагуны, в сумме составляющие очертания атолла, выглядят очень выразительно.
Карта северного Мале атолла с указанием направления полета. Размеры примерно 40 на 60 км, по границе атолла видно, какого размера был остров несколько миллионов лет назад, пока внешние силы природы не уравняли его с поверхностью воды, оставив только риф по периметру и неглубокую лагуну. По карте видно, что глубина снаружи атолла – 500-2000 метров, а внутри – 20-60 метров максимум.
Яркая отличительная черта атоллов Мальдив – обильное присутствие рифов не только по периметру атолла (как обычно), но и внутри лагуны, как будто со дна неглубокой чаши атолла выросли еще десятки атоллов в миниатюре и так же дотянулись до поверхности, приобретя свою мелкую лагунку глубиной 1-3 метра и внешний риф.
Для объяснения этой особенности более всего подходит теория многочисленности каналов во внешнем рифе большого атолла, он буквально прорезан ими каждые 2-4 км. Через них лагуна получает более хороший водообмен и создаются условия для закрепления полипов и роста коралловых рифов внутри лагуны. Сравнимая по размерам лагуна атолла Рангироа (Французская Полинезия) имеет только лишь 2 прохода во внешнем рифе и ни одного рифа/островка внутри лагуны, хотя ее глубина всего 35 метров.
За 40 минут пути самолет пролетает через десятки островков, многие из них обитаемые и на них находиться курорт или местная деревня, этот вот остров рядом со столицей Мале – резиденция президента республики. Явно искусственно подсыпана лагуна, для увеличения площади суши острова.
А вот это один из фаро-рифов едва не доходящих до поверхности, участка суши на нем нет, но отчетливо видно внешний риф и центральная часть с небольшими рифами. Чем не микро-атолл?
Рифы внутри лагуны с большой площадью пляжа преобразованы в курорты. На переднем плане – Banyan Tree Resort, на заднем – Angsana Ihuru Resort.
Вариации вытянутых рифов, но опять же, без участков суши, и поэтому необитаемых. Полетав над атоллами, как никогда соглашаешься со статистическим фактом, что территория страны всего на 0,025% состоит из суши, по сути — это царство моря и рифов.
Риф с крошечным участком пляжа, скорее всего, уходящим по воду в прилив. Не добрался сюда МТС со своей рекламой яйцеобразной формы брэнда.
Симпатичный фаро, островная часть которого занята курортом Baros Resort. В лагуне, как в самом тихом месте, где ветер не может разогнать волну, стоят курортные суда.
Прекрасный вытянутый фаро и курорт Huvafen Fushi Resort. На дальнем плане виднеется западная граница большого атолла Северный Мале, внешний риф которого принимает удары волн открытого океана.
Безымянный необитаемый фаро-риф с участком пляжа и хорошо подсвеченной лагуной. Хочу обратить внимание на важный момент о понимании положения солнца при потенциальном перелете. Если вы летите, к примеру, с юга на север утром, то солнце будет освещать с востока и на самолете критически важно будет занять левый ряд, тогда вы будете иметь прекрасный вид на острова, без бликов, белесого неба и слепящих лучей солнца в иллюминатор. По аналогии следует прикинуть положение солнца и направление полета для других траекторий.
А вот один из рифов внутри лагуны, который существенно не доходит поверхности воды и по-мальдивски называется тила (thila). Многие дайв-сайты имеют в своем названии это слово, т.к. дайвинг на банки, обросшие кораллами и населенные стаями рыб, является одним из самых интересных, наряду с погружениями в каналах или на манта поинтах пологих рифовых склонов.
Небольшой остров, занимаемый люкс-курортом Coco Palm Kuda Hithi, всего несколько вилл на острове.
Старший брат – курорт Coco Palm Budu Hidhi и необычная конфигурация в виде 2 веток бунгало на воде, отходящих с обоих концов острова. Судя по виду сверху, а также учитывая близость к краю атолла и, соответственно, лучшую прозрачность воды, этот отель очень и очень хорош для любителей снорклинга и дайвинга на домашнем рифе.
Как видно, в пределах атолла Северного Мале, есть очень хорошие варианты для проживания, и перелет на гидроплане многими воспринимается как удорожающая отдых составляющая. Его стоимость от 400 до 550 долларов с человека за раундтрип, что при бюджете отеля, например, 3000 за неделю на двоих, даст +30% к стоимости просто за трансфер по воздуху. Ну что поделать, чем удаленнее, тем дороже.