Шедевры не снимаются случайно. Немало самых разных факторов должно совпасть, чтобы получилось произведение искусства. У Карена Шахназарова в 1986 году получилось: он создал один из главных символов Перестройки на пути страны из смутного прошлого в неизвестное будущее.
У каждого времени – свои герои. Перестроечный период нуждался в своих, но сразу они не рождаются – должно пройти несколько лет, пока придет осознание нового времени. И тогда появится герой – человек, которой скажет старшему поколению: «Вы безнадежно устарели, не нужно нас учить, просто не попадайтесь на глаза».
Когда «Курьер» вышел на большие экраны, многие зрители (а их только за премьерный сезон случилось больше 30 миллионов) посчитали фильм провокацией: вот он, первый «хайп» - покажи молодого нигилиста, которому наплевать на устои, и зритель ахнет – вот оно как можно, оказывается. Далеко не все (включая киноведов) увидели в фильме проблемный ряд, представленный режиссером: от проблемы отцов и детей до войны в Афганистане. А началось все с повести Шахназарова с одноименным названием, которую автор опубликовал в журнале «Юность» в 1982 году. После этого литературный первоисточник захотел экранизировать молодой режиссер Андрей Эшпай. Однако на киностудии имени Горького сценарий забраковали – очень спорные взгляды отражал главный герой в своих речах и поступках.
Владимир Смирнов, сыгравший Колю Базина - лучшего друга Курьера, в начале 90-х связался с ОПГ и был убит Но годы шли и тут в жизнь вошли такие явления, как пресловутая Перестройка и гласность. И повесть Карена Шахназарова отлично вписалась в веяние нового времени. Тогда то на киностудии режиссеру и предложили самому экранизировать своего «Курьера». Главный герой фильма – Иван разделил жизнь на консерваторов и нигилистов, на старое, почти отжившее и новое, еще не определившееся с тем, как и зачем жить. А зрителей на тех, кто резко воспротивился фильму, и тех, кто увидел в нем себя.
Начальство Курьера относилось к нему по-доброму, но взглядов и привычек не разделяло Молодому герою, который уже окончил школу, но еще не ушел в армию, и в силу обстоятельств подрабатывает курьером, режиссер противопоставил целую армию консерваторов в лице родни и знакомых его девушки, а также из числа старших коллег по работе. Старой интеллигентной обстановке, которая царит в доме Кати Кузнецовой, Шахназаров противопоставил уличный брейк-данс, жанровую западную музыку и свободу измышлений вчерашних школьников. Есть в фильме и тема хрупкой первой любви двух подростков из разных слоев общества. Их отношения разрушают не внешнее воздействие родителей Кати, а собственная неопытность.
В конце фильма курьер Иван отправляется в армию. Смог ли он победить в этой игре поколений? Однозначного ответа нет: своим принципам не изменил, но ничего не добился. Да и должен ли был чего-то добиваться. Может, просто дурака валял, пока было время? Кажется, вопросов больше, чем ответов, а, может, и нет никаких вопросов – ведь в фильме показан небольшой этап взросления, присущий каждому поколению. Вот только не каждый потом сознается себе, что когда был такой этап в его жизни. Отличный и важный фильм, в котором Шахназарову удалось собрать великолепный актерский состав: молодые Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Владимир Меньшов, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Вера Сотникова, Алина Смехова, Сергей Чонишвили.