Ро?винь — небольшой городок в Хорватии, расположенный на западном побережье полуострова Истрия. Это магический город, теплый, домашний и ярко манящий человека отворить ворота и сделать шаг навстречу маленькому чуду.
Предлагаем вам сегодня пройтись со мной по старым мостовым, поглазеть на небо и свет, разлитый от ночных фонарей. А еще — на местных обитателей, которые контролируют весь город
Фотографии и текст Коржонова Даниила
В Ровинь мы приехали только к вечеру. В моих планах было найти уютные дворики и что-то необычное для себя.
Многие говорят, что город Ровинь похож с воздуха на каплю. А мне больше напоминает черепашку, которая выползла на берег понежиться на теплом истрийском солнышке (Истрия – это такой полуостров Хорватии). На панцире этой черепашки много-много красных чешуек: это крыши домов, покрытые черепицей. И старые, глубокие трещины на панцире. А это уже те самые улочки Ровиня, древние, местами старые, местами нарядные. Как раз в одну из таких мы и нырнем.
От разнообразия деталей, форм и цвета наступает эмоциональный всплеск. Хочется внимать, слушать, смотреть. Древние стены города приглашают, затягивают в центр водоворотом вечерней жизни. Здесь даже обычная стена узкой улочки красиво декорирована:
Местные жители занимаются в основном обслуживанием туристов, сооружением поделок и просто сидением на солнышке на уютных улочках.
Кстати, очень похоже на Италию, на Венецию. Судить могу только по открыткам из Венеции, в которой я пока не был, но так мечтаю побывать. И надписи, вывески всегда здесь дублируются на итальянском. Видимо, история, близость культур, да и просто соседское положение к этому располагают. Даже название города почти всегда идёт в связке Rovinj-Rovigno, хорватско-итальянское. Не говоря уже о названиях улиц, кафе. Итальянскую речь тут тоже можно часто услышать. А то, что черепашка иногда напоминает ещё и «сапожок» — вообще непростительно...
Так в чем же дело? Почему Италия оставила такой след в этом городке? А все дело в том, что город с 1283 по 1797 год находился под покровительством Венеции. Ровинь был тогда влиятельным и важным для Венецианской республики портом. Город тогда был окружен стенами, и был защищен от атаки с моря. И, кстати, старая часть, которая как раз и выдается в море черепахой, была на самом деле островом. Видимо, местных жителей замучило переходить по мосту на остров — и пролив засыпали, присоединив таким нехитрым образом остров к суше.
Глядя на эти неуклюжие дома и обилие разных стилей, в голову приходят разные мысли о том, как строился и рос этот город. Ведь город даже во время покровительства Венецией не раз захватывался, например, Генуей. Или случались восстания местных жителей против господства венецианцев. Вот очередной набег пиратов или контрабандистов, зажигательные снаряды разносят в щепки покосившееся строение. Пыль, дым, схватываются огнём перекрытия — и сгорает целая улица.
Атаку отбивают, и на месте выгоревшего дотла квартала вырастают дома, в новом стиле, все выше, тесня остальные домики. Те, недовольные своим новым «низким» положением, достраивают новые этажи... Так и прошли пять сотен лет под покровительством своих соседей — и город стал напоминать маленькую Венецию. Только без каналов.
Иногда такую же нарядную, богатую цветом...
Идешь по таким улочкам, в тёмных переулках — и представляешь, с опаской косясь на бабулю в окне, что тебе сейчас на голову выльются помои или упадёт мусор. Ведь в Европе с чистотой и экологией в те времена было туго... А ведь газовые фонари появились тут только в начале 20 века. До этого узкие улочки, наверное, освещались свечами и газовыми лампами.
В 17-18 веках Ровинь имел особое влияние среди всех городов Истрии как главный порт, судостроительный центр. К концу 18 века в городе жило уже около 14 тысяч человек, как и сейчас. То есть, в архитектуре и этажности зданий, видимо, мало что должно было измениться. Так что мы смотрим настоящий музей 18 века под открытым небом.
В начале 19 века город тоже никак не могут оставить в покое: сначала — падение Венецианской республики с установлением самоуправления, потом захват власти французами в 1809 году, правительством Наполеона. А в 1813 году уже восстановление австрийского суверенитета.
Почти век прошел, а итальянцев всё не отпускал Ровинь. С 1918 года (развала австро-венгерской империи) город попал под влияние итальянцев, то есть фактически потерял суверенитет. После второй мировой войны Ровинь вошел в состав Югославии, а теперь вот он, в Хорватии.
Над панцирем нашей черепашки возвышается собор Св. Эвфемии, высокое сооружение в стиле барокко. Высота башни — 62 метра, и забраться туда можно совершенно спокойно (я этого, к сожалению, не знал — и проскочил сразу снимать улочки старого города).
Говорят, по легенде, молодую девушку Эвфемию в IV веке за другую веру в наказание бросили в вольер со львами. Львы трогать её не стали, но девушку потом всё равно казнили. В память о ней и был воздвигнут собор. А на шпиле — поворачивающийся на ветру профиль мученицы, в металле.
Сам собор, в современном виде, возвели в 18 веке, а заложен он был ещё в 10 веке.
Но довольно об истории! Просто походим по улицам, посмотрим на местный колорит. Ровиньцев вообще часто мучают туристы, наводя свои фотоаппараты. Многие люди уже привычными движениями пытаются отвернуться, но момент всё равно можно поймать.
Удивительно, но весь город — в камне. Всё заложено булыжниками, заделано штукатуркой. Чтобы хоть как-то скрасить жизнь в камне люди разводят цветы, выращивают пальмы в кадках. Иные улочки — как цветочное авеню, море цветов по бокам, и на каждом окне!
Под узкими арками, низкими дверями обязательно прячется магазин или кафе:
По Ровиню просто приятно гулять без всяких путеводителей, ныряя в любую понравившуюся подворотню:
Да еще и отсутствие фонарных столбов и единых коммуникаций сделало своё дело: смотришь наверх, а там — паутинка из проводов, бельевых веревок. У нас бы это выглядело отвратительно. А тут — нет, в Ровине эта сетка мягко вплетается в городской скелет, как кровеносные сосуды — проводит жизнь в дома:
На этот дворик я забрёл совершенно случайно. В Ровине есть очень интересная улица, Grisia. На ней местные художники выставляют свои произведения искусства. Есть много галерей и красивые картины за баснословные деньги.
Кажется, что каждый домик на этой улице хорваты отвели под магазин, кафе или галерею. При этом они смотрятся очень уместно, и только подчеркивают стиль города. Этот двор можно легко найти, свернув с Гризии в один из переулков. Наверное, это самый колоритный двор во всей Хорватии...
Это как уютная комната, занавешенная хрупкими тканями, обставленная стульями с витыми ножками, и с невероятным количеством мелочей, которые делают ее близкой, в которой хочется раствориться и отдыхать. У каждой мелочи есть душа, картины оживают, а деревянные кораблики плывут по морю рыхлых стен 18 века.
Вот уже начинается вечер. На пристани намного живее: тут гуляют и местные, и туристы. На площади — рынок, работает летом допоздна. Можно купить любой сувенир, и вкусный, и бесполезный... Туристов катают посмотреть на закат: