Впервые половцы появились у русских границ в 1055 году. Князь Всеволод Ярославич возвращался из похода на торков и повстречал неизвестный кочевой народ под предводительством хана Болуша. Знакомство прошло в дружественной атмосфере — будущие соседи обменялись подарками и разошлись. Так загадочные кочевники, называющие себя кыпчаками, получили свое древнерусское название — «половцы». В дальнейшем они будут нападать на территории Руси, сотрудничать с князьями в междоусобных войнах, выдавать за них своих дочерей и выстраивать торговые отношения.
Откуда появились половцы
С 1064 года в византийских и венгерских источниках встречаются некие куманы и куны, неизвестные до этого в Европе, но похожие по описанию на половцев и кипчаков. Официальная версия гласит, что все перечисленные племена представляют единый тюркский народ, и в разных странах его называют по-своему. Их предки — сары — проживали на землях Алтая и восточного Тянь-Шаня, но в 630 году их государство разгромили китайцы. Уцелевшие племена переселились в казахские степи, где за ними закрепилось самоназвание — «кыпчаки» (или кипчаки). В византийских, русских и венгерских летописях народ с таким названием не упоминается, а схожие по описанию племена зовутся куманами, кунами и половцами. Последнее слово, по одной из теорий, происходит от древнерусского «половый», что означает «желтоватый», но точная этимология до сих пор неизвестна.
У традиционной версии, которая относит кунов, куманов, кыпчаков и половцев к единому народу, есть слабые стороны. К примеру, она не может объяснить, почему о кипчаках не знали ни в Византии, ни на Руси, ни в Венгрии. А в исламских государствах, наоборот, никогда не слышали о куманах и половцах. Главное наследие половецкой культуры — это каменные бабы, которые строились на курганах в честь погибших воинов. Такие следы были свойственны только для кыпчаков и половцев, куманы и куны подобных памятников после себя не оставляли. Этот аргумент ставит под сомнение официальную версию, которая все четыре народа изучает как представителей одного и того же этноса.
Жестокие наемники в междоусобных войнах
На момент первой встречи с Всеволодом Ярославичем половчане еще не собирались противостоять русским княжествам. Перед ними стояла другая задача — воевать на своих территориях с представителями местных степных народов. Но во второй половине XI века ситуация изменилась. Кипчаки больше не собирались оставаться «добрыми соседями» и все чаще совершали внезапные набеги на южную Русь. Они опустошали земли, уводили с собой пленных, отбирали у жителей скот и имущество. Основная сила половцев заключалась в ударной коннице и использовании новейшего оснащения. Например, в их арсенале было «жидкое пламя», которое они, скорее всего, позаимствовали у китайцев еще во время своего обитания на Алтае. Пока на Руси сохранялась централизованная власть, набеги носили сезонный характер, а между князьями и степняками держался хрупкий нейтралитет. Соседи поддерживали торговые связи, жители приграничных территорий общались между собой, были популярны браки русских правителей с дочерьми половецких ханов. В 1073 году распался союз трех сыновей Ярослава Мудрого — Святослав и Всеволод заподозрили Изяслава в заговоре и желании «самовластия», что стало началом продолжительной смуты на Руси. Такая ситуация сыграла в пользу кипчаков. Они не вставали ни на чью сторону, но охотно сотрудничали с теми, кто предлагал им выгодные условия. Сначала половцы просто наблюдали за «перетягиванием» власти, продолжая совершать разовые набеги. Затем русские князья стали привлекать кипчаков в качестве военной поддержки в междоусобных войнах. Князь Олег Святославич был первым, кто привел воинствующих степняков на русские территории, чтобы задействовать их в междоусобице. В дальнейшем такое сотрудничество стало популярной практикой. Олег Святославич разрешил половцам жечь захваченные города, забирая себе все награбленное, за что получил прозвище — Гориславич. С помощью кочевников он изгнал из Чернигова Владимира Мономаха и захватил Муром, свергнув оттуда Изяслава Владимировича. Перед русскими князьями появилась реальная угроза потери собственных территорий.
Как Владимир Мономах разгромил воинствующих кочевников
Первую попытку объединить силы русских земель против половцев предпринял Владимир Мономах. При этом сам он был сыном половчанки, которую выдали замуж за киевского князя Всеволода Ярославича. В 1103 году по его инициативе состоялся Долобский съезд русских князей, где нужно было срочно решить, как разгромить половцев, остановить братоубийственную войну и «сотворить мир» на Руси. Владимир Мономах предложен грандиозный, но рискованный план — самим идти в степь и нанести удар кочевникам в глубине их территории. В поход решено было идти весной, когда лошади у степняков истощены от скудного зимнего рациона. В отличие от половчан, которые преуспели во внезапных нападениях, русские войска имели преимущество в открытых боях. Владимир Мономах использовал свою любимую тактику — позволял противнику атаковать первым, тем самым изматывая его еще больше, чем при обороне. В ходе битвы погибли 20 половецких ханов и была уничтожена многочисленная лукоморская орда. Позже было совершено еще несколько таких походов, которые заставили степняков перекочевать подальше от русских земель.
Куда пропали половцы
После смерти Владимира Мономаха русские князья снова стали привлекать кыпчаков для военной поддержки в междоусобных войнах. Во второй половине XII века с подачи хана Кончака возобновилось противостояние между русичами и половчанами. Именно он в 1185 году взял в плен Игоря Святославича — главного героя «Слова о полку Игореве». Последний виток взаимоотношений русских и кипчаков связан с легендарной битвой на реке Калке в 1223 году. На этот раз соседи объединились в борьбе с общим врагом — монголо-татарской ордой, но потерпели поражение. Спустя полтора десятка лет Золотая Орда разорила Русь и поставила ее в данническую зависимость — началась эпоха татаро-монгольского ига. После разгрома монголами часть кипчаков разбежались в разные стороны — Балканы, Закавказье, Русь и даже Египет. Подавляющее большинство степняков все же остались на своем месте и были ассимилированы. Половчане не смогли выжить как нация, но они не исчезли бесследно. Лингвисты утверждают, что кипчаки повлияли на формирование башкирского, татарского, кумыкского и многих других языков.