Сегодня исполняется 76 лет Джеймсу Патрику Пейджу, легендарному гитаристу и основателю группы Led Zeppelin, по версиям различных изданий входящему в тройку величайших гитаристов-виртуозов всех времен, наряду с Джимми Хендриксом и Эриком Клэптоном.
- Меня привлекают биологические исследования.
(Пейдж).
Джимми Пейдж родился в 1944-м в Хестоне, пригороде Лондона. Когда он с родителями переехал в новый дом, то обнаружил на чердаке от старых хозяев брошенную испанскую гитару. Позже Пейджи, любитель всякого рода символов и оккультизма, не раз усматривал в этом знак свыше. Что ж, в его случае это действительно было так. В 12 лет, будучи очарованным гитарным аккомпанементом одной из песен Элвиса, Джимми Пейдж взял в руки найденную гитару… и понеслось.
Наряду с гитарой Пейдж увлекался кистью. В начальный период своей карьеры, в момент полного разочарования музыкой и отсутствия видимых перспектив, Джимми принял скороспелое решение завязать с гитарой и стать художником. Все-таки это были 50-60-е, а сам Джимми происходил из обычной рабочей семьи, так что сомнений было хоть отбавляй. Мозги ему вправил отец-менеджер с чисто менеджерским подходом. И музыка, и живопись (сказал тот) – все это одинаковый тухляк, однако если уж выбирать между двумя, то лучше склониться к музыке. А художником быть – себя не уважать! Так что Пейдж быстро вернулся в нужную колею.
Реакция очевидцев, видевших Пейджи в ранние годы на сцене,- оторопь, если не шок. Меньше самой гитары, весь состоящий из рук-ног, тоненьких, как спички, Джимми производил впечатление «стеклянного человека», который вот-вот с треском переломится прямо на сцене. Очень скоро Джимми будет отыгрывать трехчасовые концерты без перерыва чуть ли не каждый день, поскольку гастроли Led Zeppelin всегда отличались крайне плотным графиком. Также очень скоро Пейдж выработает собственный стиль и перестанет выглядеть на сцене пауком с гитарой. Стилю он придавал важное значение и наводил марафет перед выступлениями часами, вызывая шутки у друзей и коллег.
Ну а пока, выступая со школьными командами на вечерах и дискотеках, Джимми Пейдж довел себя до обмороков. Часто группы были безымянными, они исполняли кавер-версии кантри- и скиффл-песен; Джимми занимался самосовершенствованием целыми днями напролет, а еще группы часто разъезжали в холодном фургоне, и Джимми подхватил хроническую простуду. Впоследствии он учтет печальный опыт – вернее, даже не он, а менеджер LZ Питер Грант, который всегда уделял внимание здоровью музыкантов. Особенно вечно дохающему Джимми.
В то безвестное время Джимми удалось, тем не менее, засветиться на телевидении. После съемки выступления у него взяли короткое интервью, в котором ведущий спрашивает: ты и после учебы планируешь играть скиффл? И гордый шпингалет-Пейджи отвечает: нет, меня привлекают биологические исследования. Не исключено, так мама научила ответить. Данный эпизод можно увидеть в фильме 2009 года «Приготовьтесь, будет громко».
Наряду с Джоном Полом, будущим бас-гитаристом Led Zeppelin, Пейдж долгое время работал сессионным музыкантом. То есть таким гитаристом, которого нанимают именитые группы, чтобы он помог им записать студийный альбом, и который должен играть то, что ему велят, вне зависимости от личных предпочтений; и не вякать. За шесть лет такой несладкой жизни Джимми, вкалывающий, как краб на галерах, поимел небывалый профит. Во-первых, отточил мастерство. Во-вторых, приобрел репутацию надежного в доску чувака, который всегда сыграет то, что надо и когда надо. В-третьих, вокруг него стала формироваться будущая рок-гитарная элита, включая Эрика Клэптона и Джеффа Бека (все трое в разное время играли в команде The Yardbirds). Но самое главное – постепенно все эти бесконечные гитарные риффы стали трансформироваться у Джимми во что-то новое. Тут-то он и осознал, что пришла пора что-то менять: сессионная жизнь не предполагала места для творчества, а хотелось.