Сделать качественный самодельный автомобиль дело непростое. А воплотить в реальность автомобиль-амфибию сложно вдвойне.
И. Рикман в 1971 году создал самодельную амфибию «Ихтиандр», а через 20 лет – «Ихтиандр-2».
Идея о создании универсального транспортного средства окончательно созрела в голове инженера И. Рикмана к 1971 году. Именно тогда он с единомышленником А. Ревякиным начал работу над самодельной амфибией. Столь необычная конструкция была выбрана неспроста.
Будучи заядлыми путешественниками, соавторы «Ихтиандра» прекрасно знали, что асфальт рано или поздно закачивается и начинается либо ухабистое бездорожье, либо водная гладь. Предпочтение было отдано водной стихии, где впоследствии амфибия зарекомендовала себя с лучшей стороны.
Стилистически алюминиевый корпус Ихтиандра напоминал кузов минивэна, однако обводами днища был ближе к катеру. От дверей авторы отказались. Хотя это и затрудняло посадку-высадку, но повышало столь необходимую герметичность. Плавучесть на случай протечки усиливалась пенопластом, которым была оклеена внутренняя часть корпуса и заполнены специальные полости.
Сам корпус разделялся на три герметичных отсека. Передний играл роль багажника, в нем же располагались аккумулятор, главные цилиндры тормозной системы и сцепления, а также рулевое управление. Последнее, кстати, было позаимствовано у «Запорожца» ЗАЗ-968 и дополнено двумя дополнительными тягами. Во избежание попадания воды внутрь корпуса, все выступающие наружу детали имели герметичные уплотнения.
На крышке переднего отсека находился увесистый якорь. Он имел не только символическое значение, но и прикладное: фиксировал амфибию на плаву и обеспечивал работу лебедки при выезде на зыбкий берег. Якорный механизм был снабжен как электрическим, так и ручным приводом. Средний, самый большой отсек был отведен под рубку и кают-компанию. Для входа в салон по бокам были сделаны подножки, а часть крыши сдвигалась назад. В кормовом отсеке размещалось «машинное отделение», включающее полуторалитровый 70-сильный ВАЗовский двигатель, состыкованный с коробкой передач от ЗАЗ-966. В системе охлаждения двигателя использовались три радиатора. Два обдуваемых воздухом из воздухозаборников на задних боковинах, и еще один, закрепленный на днище, он омывался водой во время плавания. Подвеска у «Ихтиандра» была торсионной, полностью независимой. В ней использовались узлы передней подвески ЗАЗ-968. Причем конструкция предусматривала изменение дорожного просвета специальными муфтами, благодаря чему на плаву колеса можно было «поджать под себя» и уменьшить сопротивление движению.
Герметичность обеспечивалась плотными эластичными прокладками. Водным движителем у «Ихтиандра» служил водомет, вал которого через эластичную муфту был соединен с передним концом коленвала двигателя. Для лучшей маневренности на воде поворот осуществлялся с помощью передних колес и выходного сопла водомета. Для движения задним ходом был предусмотрен гидрореверс. На плаву «Ихтиандр» двигался со скоростью до 20км/ч. А на дорогах с твердым покрытием он мог разгоняться до 120 км/ч. В 1979 году «Ихтиандр» впервые участвовал в пробеге самодельных автомобилей, затем еще в нескольких, даже снимался в кино. По земле «Ихтиандр» проехал около 400.000 километров, а по воде проплыл около тысячи, чем полностью доказал свою состоятельность. Тем не менее, в начале 90-х И. Рикман предпринял вторую попытку. Учитывая опыт эксплуатации предшественника, «Ихтиандр-2» был задуман и построен как амфибия повышенной проходимости с полным приводом и блокируемыми дифференциалами. Кроме того, для «игр» с клиренсом на машину была установлена гидравлическая подвеска. По-прежнему каркасный, корпус теперь стал стеклопластиковым (с толщиной стенки порядка 8 мм) и обзавелся дверьми. Любопытным решением стала поднимающаяся крыша-гармошка, которая позволяла человеку встать в салоне автомобиля в полный рост.
Для «Ихтиандра-2» был использован «нивовский» двигатель мощностью 80 л.с. с измененной системой охлаждения. Радиатор располагался в корме слева от двигателя, крыльчатка вентилятора была смонтирована на валу генератора, но имелся и дополнительный электрический вентилятор. Забор воздуха происходил через боковые воздухозаборники, а выброс — через кормовые. В трансмиссии и ходовой использовались многие узлы и детали от ЛуАЗа, хотя от «медленных» луазовских колесных редукторов пришлось отказаться. Тормозная система была собрана на основе «нивовской», но задние тормоза сделаны дисковыми, они быстрее сохнут при выходе из воды.
«Ихтиандр-2» пробежал и проплыл существенно меньше первого: около 112.000 км по земле и несколько сотен километров по воде. В 2013-году он был выставлен на продажу, его купили экзальтированные немцы и он нашел пристанище в Германии.