Я думаю что Томск — самый красивый город Западной Сибири. В нем очень много сохранилось старины. Больше чем в Омске, Новосибирске, и может даже Тюмени. Мне кажется, всё дело в Транссибе, который расположен отсюда южнее на 250 км. А ведь Томск старше и Омска и Новосибирска. Конечно, если бы Транссиб прошел через Томск, то город был бы совсем другим.
Уже тогда, в конце XIX века Томск заметно возвышался над своими соседями. Еще бы, ведь когда-то город был столицей огромной Томской губернии включавшей в себя территории нынешнего Алтая, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, части восточного Казахстана, Хакасии и Красноярского Края, ни много ни мало. Но история, как известно не терпит сослагательного наклонения.
Зато в удалении от индустриальных центров первой половины XX века, ему удалось сохраниться в своем патриархальном великолепии.
Так уж сложилось в истории нашей страны, что ради светлого будущего всего продвинутого человечества, подчас сносились целые исторические кварталы, а на их месте вырастали гигантские города-заводы и города-сады. Томск тоже не избежал этой участи, но все же...
Я приехал сюда всего на один день, но мне этого вполне хватило чтобы проникнуться симпатией к городу.
Здесь много университетов, кажется больше 10. Я где-то читал что каждый пятый томич — студент. Причем часть университетов существовало еще в дореволюционное время. В том числе и первый в Сибири — Императорский Томский университет основанный в 1888 году. Ну а на фото — главный корпус относительно молодого университета — ТУСУР (Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (1962 год), поселившийся судя по дате на фасаде в здании 1897 года.
На первый взгляд Томск очень похож на Тюмень,
… а проспект Ленина в Томске напоминает улицу Республики в Тюмени.
Здесь сохранилось много деревянных домов, кажется не меньше чем скажем в Иркутске.
Все больше поражаюсь тому как сильно изменилась архитектура российских городов после революции 1917 года. Конечно такое было время, такая была потребность, и такое видение развития. И конечно же, хочется порассуждать как-бы выглядел Томск, если бы тогда на рубеже 1917 года история сложилась как-то по другому...
Но до чего же грустно смотреть на такие красивые дома стоящие ныне заброшенными. Это великолепное Здание Общественного Собрания 1900 года, что-то вроде советского клуба (с бо-о-ольшой натяжкой) с открытым доступом для всех сословий, в отличии от Дворянского собрания, куда доступ был лишь у дворян.
В одном из дворов Томска, вблизи от Художественного музея, на глаза попал портрет советской легендарной актрисы Фаины Раневской, жаль только что внешний антураж немного не дотягивает до полной гармонии. )
В отличии от «всесоюзной» Раневской, «Дядя Коля» персонаж сугубо томский — Николай Платонович Путинцев, инспектор ГАИ. Более 23 лет простоял на этом посту, прослыл грозой автомобилистов, при этом пользовался всеобщей любовью и уважением за справедливое отношение. По легенде, за превышение скорости остановил машину первого секретаря обкома Егора Лигачева. Поделом.
Так называемый Губернаторский квартал, где расположена Администрация Томской области. Что-то вроде административно-общественного центрального пространства города. Здесь в устье реки Ушайка с удовольствием гуляют горожане, проводятся чиновничьи общественные мероприятия, а по вечерам тусуется разновозрастная молодежь (примерно от 13 до 60).
Томь и Чехов. Город в отличии от трактира, Чехова совсем не впечатлил, он был здесь проездом в 1890 году по пути на Сахалин, и вот прямая речь: «Город нетрезвый... Грязь невылазная... на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла ее о зад...» Судя по монументу, установленному в 2004 году, томичей Чехов тоже не особо впечатлил, иначе как объяснить его явно нелепый вид, в надвинутой шляпе, и с огромными босыми ногами?
Впрочем может все дело в Театре Драмы, вот и навело.
Томская гармония.
Два символа двух совершенно разных эпох.
При определенном ракурсе, можно подумать что Вождю Томск тоже нравится. Мол, «классный город товарищи!»
Кафедральный Богоявленский собор, начавший отсчет времен в этом здании в 1777 году. Конечно, более двухсот сорока лет — это без учета предшествующих деревянных вариантов церкви от 1604 года. В 1930 году его закрыли, и на его месте возникли курсы Сибжелдорстроя), затем последовательно вермишелевая фабрика и завод резиновой обуви. Такие времена были.
Между тем, я вернулся на набережную реки Томь. Река естественно судоходна, пару раз в году сюда с Оби заходит даже круизный теплоход «Ремикс» новосибирской судоходной компании Норд-Вест.
Берега, к счастью дикие, за исключением акватории речного вокзала, не закованные в гранит, или в бетон, что еще хуже.
Речной вокзал. В здании я не нашел ни одного упоминания о транспортных линиях, и тем более о круизных теплоходах. Лишь редкие речные прогулки на речной трамвайчике «Москва-191».