Еще несколько столетий назад одним из показателей богатства и состоятельности европейских монархов можно было смело считать образцы дворцово-парковой архитектуры, расположенные около их резиденций. Это наследие прошлого и сегодня поражает своим великолепием. На территории бывшей Российской империи есть своя такая точка сосредоточения лучших примеров такой архитектуры с «уклоном» в водную стихию. Речь идет о легендарном комплексе фонтанов и каскадов в Петергофе.
Водным конструкциям Петергофа совсем скоро исполнится 400 лет. Ведь впервые они были пущены в работу 20 августа 1721 года. Впечатляющие системы фонтанов и каскадов являются частью архитектурного комплекса летней резиденции первого императора российского Петра I. Вот уже много лет это место является популярной туристической точкой на карте современной России. А история фонтанов Петергофа не менее поразительна, чем они сами.
Согласно распространенному мнению, идея создать парк с фонтанами принадлежит лично государю Петру Алексеевичу, который к тому моменту уже успел прорубить «окно в Европу» и обзавестись выходом к Балтийскому морю. Тогда император задался целью построить на берегу Финского залива сооружение такой красоты, чтобы оно поражало любого, кто его увидит.
И свою задумку Петр принялся воплощать в жизнь со всем присущим ему энтузиазмом. Первые наброски будущего «городка фонтанов» российский правитель сделал своими руками.
Интересный факт: император хотел своим парком фонтанов затмить великолепие французского Версаля, возведенного по приказу Людовика XIV. И, судя по всему, ему это удалось – именно Петергоф считается самым шикарным комплексом такого типа.
Несмотря на активную поддержку на высшем уровне, возведение «ответа Версалю» не обошлось без эксцессов. Практически сразу возникли проблемы с местом строительства. Первоначально комплекс должны были возводить в Стрельне, однако выяснилось, что на том ландшафте возвести работоспособные фонтанные системы в том виде, который хотел Петр, просто невозможно. Как оказалось, без разработки дополнительного специального сооружения строительство комплекса могло привести к затоплению русел рек Стрельны и Кикенки, так как эта территория была ниже необходимой отметки в десять метров высоты.
Перспектива переплачивать за лишние строения императору не улыбалась, поэтому было решено искать другие пути решения проблемы. Выход подсказал инженер-строитель Миних. Именно ему удалось убедить Петра Алексеевича в необходимости перенести место возведения фонтанного комплекса в Петергоф.
Расчет Миниха был верным: природный ландшафт Петергофа оказался идеальным для возведения 4 каскадов и более 170 фонтанов, которые в сумме и составляют единый комплекс. Задумка Петра I была реализована в полной мере: российскую «столицу фонтанов» по праву ставили в один ряд с лучшими образцами садово-парковой архитектуры резиденций европейских монархов. А также фонтаны Петергофа стали своеобразным памятником знаменательному событию – обретение империей выхода в Балтийское море.
Не одно десятилетие великолепие фонтанов и каскадов летней резиденции Петра Алексеевича поражали воображение всех, кому посчастливилось увидеть все это собственными глазами. А потом началась война. Во время эвакуации ради сохранности из комплекса постарались вывезти все, что было можно. В итоге, почти восемь тысяч предметов интерьера и около полусотни статуй удалось спасти.
Но, к сожалению, эвакуировать все просто невозможно. Петергоф во время боевых действий понес огромные разрушения от вражеских артиллеристских обстрелов. Не обошла трагическая участь и фонтаны. В период немецкой оккупации комплекс лишился ряда скульптур, таких как «Волхов», «Нева», «Самсон», «Тритоны» и другие.
Разрушения оказались катастрофическими – полное восстановление комплекса не закончено и по сей день. Реставрационные работы продолжаются беспрерывно с момента их начала еще в 1944-м. Один из наиболее масштабных ремонтов сроком в семь лет был закончен в 1995 году. Их завершение было ознаменовано формальным запуском фонтанов. На сегодняшний день реставрации продолжаются в основном внутренние, в зданиях бывшей императорской резиденции.
Самым масштабным сооружением комплекса является Большой каскад, находящийся центральной части Петергофа. В него входят водные сооружения с украшениями в виде ваз, скульптур и барельефов. Центральным фонтаном каскада стал «Самсон, раздирающий пасть льву».
Забавно, но такое решение было продиктовано самой историей. Дело в том, что первоначально на центральном месте каскада должна была располагаться скульптура Геракла, побеждающего Лернейскую гиду, однако его заменили Самсоном. Причиной такого решения стала…Полтавская битва. Российская армия победила войско Карла XII в день Сампсония Странноприимца. А лев изображен на гербе Швеции. Так символично эта победа была отражена в комплекса фонтанов Петергофа.
Но, пожалуй, самой удивительной особенностью комплекса является своеобразный механизм подачи воды – ее пустили «на самотек». Такого необычного эффекта достигли с помощью системы шлюзов и канала, построенной по плану мастера Василия Туволкова. Таким образом, вода для фонтанов Петергофа берет начало в водоемах Ропшинских высот, и затем самостоятельно наполняет бассейны Верхнего сада.
От объемов воды в бассейнах и фонтанах прямо пропорционально зависит высота струй. Так, если в Верхнем саду будет установлена небольшая высота фонтанов, то в Нижнем парке струи могут взлетать вверх более чем на пятнадцать метров.