Сто лет назад, 5 сентября 1919 года, погиб легендарный красный комдив Василий Иванович Чапаев. На тот момент это событие, как и успех Белой армии в Лбищенском рейде, не стало значительным и не изменило ход истории само по себе. Однако образ героического командира, появившийся позднее благодаря талантам писателя Дмитрия Фурманова и кинематографистов Васильевых, оказался действительно важным для нашей страны. Обстоятельства гибели Чапаева, которые, благодаря фильму, воспринимаются сейчас как «канонические», на самом деле не так ясны.
Что из образа легендарного героя было правдой
Сегодня сложно судить, насколько Дмитрий Фурманов приукрасил образ своего комдива. Известно, что, служа под его началом, он неоднократно конфликтовал с Василием Ивановичем. Кстати, одной из причин ссор называют роман Чапаева с женой Фурманова Анной Стешенко (интересная деталь, которая, конечно, в образ героя затем не попала). На этой почве они так рассорились, что будущий писатель с проштрафившейся супругой летом 1919 года был переведен в Туркестан. Впрочем, благодаря этому он выжил и не разделил участь своего командира и всей его дивизии.
Потрясенный смертью Чапаева, Фурманов начал работать над книгой о нем. В этот период он записал в дневнике: «Увлечён… Увлечён, как никогда… Я мечусь, мечусь. Ни одну форму не могу избрать окончательно. Дать ли Чапая действительно с грехами, со всей человеческой требухой или, как обычно, дать фигуру фантастическую, то есть хотя и яркую, но во многом кастрированную. Склоняюсь к первому»
Портрет Д. А. Фурманова работы Сергея Малютина Так что тот Чапаев, которого несколько поколений советских людей любит и знает, в большой степени появился именно из памяти талантливого писателя, лично знавшего его, и после гибели решившего «оживить» этого яркого и неординарного человека. Основные черты его образа, хоть и приукрашенные авторским вымыслом, вероятно, были переданы верно.
Учился ли комдив
Чапаев действительно пренебрежительно относился к наукам, полагаясь больше на природную смекалку: «В академьях мы не учены… У нас и по-мужицки и то выходит… Мы погонов не носили генеральских, да и без них, слава богу, не каждый такой стратех будет». Однако известно, что на самом деле в Академии Генерального штаба Красной армии Василий Иванович учился. В середине ноября 1918 года, будучи начдивом 2-й Николаевской дивизии Чапаев отправил рапорт на имя Льва Троцкого с просьбой о направлении его на обучение. Уже к концу месяца он прибыл в Москву, однако учеба у него не задалась. Причиной обычно называют его совершенно недостаточный уровень образования и болезненное самолюбие, но, возможно, что в других обстоятельствах этот талантливейший человек мог бы закончить обучение. Преподаватель истории войн и военного искусства Василий Новицкий, например, вспоминал позднее: «Многие склонны были считать, что Чапаев не любил науки и пренебрежительно относился к учению, что он склонен был действовать исключительно по наитию. Это глубоко неверно. Чапаев, как редко кто, отличался необычайной усидчивостью и упорством в деле того, что от него потребуется».
Командир 1-й Николаевской дивизии С. П. Захаров и командир 2-й Николаевской дивизии В. И. Чапаев, 1918 г. Тем не менее, из Академии комдив самовольно сбежал, проучившись буквально пару месяцев. Поэтому все-таки можно говорить о том, что он был талантливым самоучкой. Правда, по поводу его уникального военного чутья и одаренности сегодня также возникают сомнения. Роль Чапаева в Гражданской войне многие историки и публицисты считают сильно преувеличенной и раздутой благодаря советской пропаганде, но этот вопрос требует серьезного изучения, далекого от эмоционально-насыщенного стиля, которым сегодня часто грешат многие публикации.
Как на самом деле погиб Чапаев
К сожалению, на этот вопрос однозначного и точного ответа у историков нет. Гибель раненого командира в водах реки Урал – это всего лишь одна из версий, правда, наиболее вероятная.
Д. Фурманов и В. Чапаев с бойцами и командирами дивизии после боёв за Уфу. Июнь 1919 Дивизия Чапаева в казахских степях вела упорные бои с Белой армией. Фронт в результате растянулся настолько, что белогвардейцы смогли отправить в глубокий тыл достаточно большую группу бойцов – больше тысячи. Эта операция под названием Лбищенского рейда является сегодня блистательным примером военного искусства. Огромный отряд генерала Бородина тайно сумел тайно дойти до города Лбищенск, где располагался штаб группировки красных под командованием Чапаева, и застать их врасплох. Атака, начатая в 3 часа ночи, скоро превратилась в настоящую резню, красные потерпели оглушительное поражение.
Сам комдив сумел выбраться из дома, в котором ночевал, и сумел собрать вокруг себя сотню бойцов. Вместе они отступили к реке. Именно там командир, судя по всему и погиб, но как это произошло, достоверно не известно. За мертвого Чапаева была назначена награда, но ее так никто и не получил – мертвым комдива никто не видел. Есть данные, что через много лет после смерти командира его дочь получила сведения от бывших красноармейцев-венгров, которые, якобы, переправляли раненого командира через реку на половине ворот как на плоту, но добравшись до берега они увидели, что Чапаев мертв. Эти преданные солдаты уверяли, что они закопали тело горячо любимого им комдива прямо на берегу, в камышах, но найти это место через несколько лет не смогли. Так что яркая и героическая переправа Чапаева под белогвардейскими пулями – это во многом творческий вымысел Фурманова. Конечно, отсутствие тела легендарного командира дало повод для множества спекуляций на тему его тайного спасения и последующей мирной жизни до вполне преклонного возраста, но ни одна из таких версий документально не подтверждается. Сегодня гибель чапаевской дивизии рассматривается как крупный тактический просчет командира-самоучки, который подпустил врагов слишком близко. Однако с точки зрения хода Гражданской войны это была не такая уж и важная победа – Белую армию в любом случае ждало скорое поражение. А образ бравого «народного» комдива, который очень хорошо вписался в любимый народом типаж бунтаря и талантливого самородка, любящего нарушать правила и придумывать собственные начал жить собственной жизнью. Подобный герой оказался очень востребованным в стране, в которой происходил процесс замены одной религии на другую – веру в победу коммунизма. Поэтому книга Фурманова, а затем и великолепный фильм сделали из Чапаева такого героя, который вдохновлял наших бойцов на полях следующей страшной войны, смог пережить развал государства и в новое тысячелетие вошел как одна из самых известных исторических личностей эпохи Гражданской войны в России.